Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
А.С. Пушкин
Философская лирика
Задания уровня А
Вариант 1
- Какова основная тематика философской лирики А.С. Пушкина? О чём основные раздумья поэта? Подтвердите свои рассуждения цитатам из произведений А.С. Пушкина.
- Докажите, что стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», построенное на сопоставлении трёх символических образов, завершает философскую лирику А.С. Пушкина.
Вариант 2
- Как философская идея вечного обновления жизни выражена в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835)? Докажите, что гармония природы умиротворяет горечь и трагедию старения и умирания.
- Почему раздумья о смысле истории являются важными философскими размышления? Проанализируйте стихотворения «Стансы», «Нет, я не льстец…», «Какая ночь…».
Вариант 3
- Как идея нравственной несовместимости гения и злодейства разрабатывалась А.С. Пушкиным? При ответе опирайтесь на стихи: «Наполеон на Эльбе» (1815), «Наполеон» (1821), «Недвижный страж дремал…» (1824), «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..» (1824), «Герой» (1830). Сравните эти стихи с рассуждениями в романе «Евгений Онегин» (глава 7, строфа XXVII).
- А.С. Пушкин писал: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». В каких произведениях А.С. Пушкин критикует идею наполеонизма? Приведите примеры, обоснуйте своё мнение.
Задания уровня В
Вариант 1
- Что такое философия эпикурейства? Как она связана с ранней лирикой поэта? Подтвердите свои мысли цитатами из произведений А.С. Пушкина.
- Почему «покой и воля», по мнению поэта, высшие ценности бытия? Оцените эту позицию, проанализировав стихотворение «Пора, мой друг, пора…».
Вариант 2
- Как в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) поэт определяет высший смысл бытия, приближение к гармонии? Прокомментируйте слова:
Тебе я время уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
- «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы», – писал поэт. Как А.С. Пушкин решал в своих произведениях философскую проблему личности и народа? Приведите примеры, обоснуйте своё мнение.
Вариант 3
- Как в стихотворении «Телега жизни» (1823) поэт стремится передать свои мысли в образах-символах, по-своему осмыслить разные периоды жизни человека?
- В связи с какими философскими раздумьями А.С. Пушкин пишет стихи «Дар напрасный, дар случайный…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Странник»?
Задания уровня С
Вариант 1
- Проанализируйте поэму «Анджело» и докажите, что умудрённый жизненным опытом А.С. Пушкин отказывается от юношеских страстей, от желания выступить судьёй и приходит к выводу, что любого человека можно понять, оправдать и простить.
- Как А.С. Пушкин в стихотворениях «Наполеон», «Недвижный страж дремал…», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?..», «Герой» развенчивает идею наполеонизма, идею сильной личности?
Вариант 2
- Прокомментируйте следующие строки:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
- Почему проблема власти вызывала у поэта особые философские размышления? В своём ответе опирайтесь на стихотворения «Мирская власть» (1836) и «Из Пиндемонти» (1838).
Вариант 3
- Как А.С. Пушкин осмысляет идею свободы? Почему иногда с горечью признаётся, что только терял время и силы, подавая свой голос в пользу свободы и вольности? Проанализируйте строки из стихотворения «Бывало в сладком ослепленье…» (1823):
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
- Проанализируйте стихотворения «Я пережил свои желанья…» (1821), «Моё беспечное незнанье…» (1823), «Воспоминание» (1828). Покажите, как глубоко поэт мучится ощущением бессмысленности жизни, бесцельности существования, невозможностью постичь высший смысл бытия.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |