Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
А.С. Пушкин
Тема природы
Задания уровня А
Вариант 1
- В чём А.С. Пушкин видит высшее наслаждение? Как он определяет место природы в стихотворении «Буря»? Прокомментируйте строки:
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
- Какое время года поэт любил больше всего? Почему? В каких стихах он писал об этом?
Вариант 2
- Как время года связано с творческим настроением поэта? Почему очень и зима более всего способствовали его творческому подъёму?
- Какое впечатление произвёл на поэта Кавказ? Прокомментируйте стихотворения «Кавказ», «Обвал».
Вариант 3
- В каких стихотворениях А.С. Пушкин даёт описание зимней природы? Проанализируйте одно из них.
- Какое впечатление произвело на поэта море? Когда и где он впервые увидел его? Проанализируйте стихотворение «К морю».
Задания уровня В
Вариант 1
- Сравните стихотворение В.А. Жуковского «Море» и А.С. Пушкина «К морю». Что общего и какие различия вы можете найти в изображении стихии?
- Почему А.С. Пушкин не любил весну? Почему это время года лишало его душевного равновесия? В каких произведениях и как он об этом пишет?
Вариант 2
- Проанализируйте стихотворение «Осень». Покажите связь философских раздумий поэта с описанием природы.
- Почему А.С. Пушкин со свойственной ему иронией высмеивает лето? За что он его не любит? Подтвердите свои рассуждения цитатами.
Вариант 3
- Какое впечатление произвели на А.С. Пушкина Крым и Кавказ? Что поразило его в их природе? Проанализируйте стихотворения «Монастырь на Казбеке» и «Меж горных стен».
- Покажите, что природа может быть враждебна человеку, что в ней могут концентрироваться злые силы. Проанализируйте стихотворение «Бесы».
Задания уровня С
Вариант 1
- В каких прозаических произведениях А.С. Пушкин описывает метель и буран? Какую роль играет стихия в судьбах героев?
- Почему спокойный среднерусский пейзаж поэту дороже всего? Как и в каких произведениях он изображает природу средней полосы?
Вариант 2
- Как разбушевавшаяся водная стихия показана в поэме «Медный всадник»? Какую роль наводнение играет в судьбе главного героя?
- Как передана тема вечного обновления жизни, природы, вечной смены поколений в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835)
Вариант 3
- Как изображена пышная природа юга в поэмах «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Кавказский пленник»? Покажите, как душевные качества героев сочетаются или, напротив, находятся в противоречии с изображённой природой?
- Какова роль пейзажа в художественном произведении? Обоснуйте свой ответ, опираясь на произведения поэта.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |