Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
А.С. Пушкин
Тема любви и дружбы
Задания уровня А
Вариант 1
- Назовите лицейских друзей А.С. Пушкина. Какие стихи им посвящены? В каких произведениях он вспоминает своих друзей? Приведите примеры.
- Какие лирические произведения А.С. Пушкина передают силу страсти, любви, остроту разлуки, ревность, нежность? Приведите примеры, проанализируйте одно-два стихотворения.
Вариант 2
- Какие стихи объединены темой прощания с Лицеем? Кому они посвящены? Кто из лицеистов, кроме А.С. Пушкина, писал стихи о предстоящей разлуке?
- Проанализируйте стихотворения «Всё кончено: меж нами связи нет…» и «Сожжённое письмо». В связи с какими событиями в жизни поэта они написаны? Как в них передано упоение страстью и боль разлуки?
Вариант 3
- Как служение свободе и вольности объединяет друзей А.С. Пушкина? В каких стихах он размышляет об этом?
- Проанализируйте стихотворение «Мадонна», обращённое к Н.Н. Гончаровой. Как в нём отражён поиск идеала, восхищение женской красотой?
Задания уровня В
Вариант 1
- Проанализируйте стихотворение «Храни меня, мой талисман» (1825). Какими художественными средствами поэт передаёт любовное чувство?
- Дайте определение лирики как жанра художественной литературы. Докажите, что тема любви и дружбы – одна из ведущих в лирике А.С. Пушкина.
Вариант 2
- Проанализируйте стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825). Благодаря каким поэтическим средствам А.С. Пушкину удаётся передать восторг перед женской красотой?
- Сравните стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» (1831) со стихотворением «Была пора – наш праздник молодой…» (1836). Что объединяет эти произведения? Подчеркните общность идейно-тематического содержания.
Вариант 3
- Проанализируйте стихотворение «Что в имени тебе моём?..» (1830). Каким образом поэт создаёт настроение?
- Как Пушкин, Дельвиг, Горчаков и другие лицеисты проявили чувство товарищества по отношению к друзьям – участникам восстания декабристов? Как эти события отразились в лирике А.С. Пушкина?
Задания уровня С
Вариант 1
- Что такое анакреонтическая лирика? Что такой Анакреонт? Почему раннюю любовную лирику А.С. Пушкина можно назвать анакреонтической? Обоснуйте свой ответ, проанализировав стихотворения «Гроб Анакреона», «Амур и Гименей», «Фавн и Пастушка», «Фиал Анакреона».
- Сравните стихотворение «К Чаадаеву» (1818) со стихотворением «Чаадаеву» (1821). Определите идейно-художественное своеобразие каждого из них.
Вариант 2
- Что говорит А.С. Пушкин о коварстве и хитрости в стихотворениях «Демон» (1823), «Коварность» (1824), а также в четвёртой главе «Евгения Онегина» в XVIII – XIX строфах? В связи с чем написаны эти строки? Передайте настроение лирического героя.
- Как А.С. Пушкин в стихотворении «19 октября» (1825) пишет о своих друзьях? Почему эта дата памятна для лицеистов? Кого из друзей поэт считает образцом для и других в отношении к творчеству?
Вариант 3
- Согласитесь или опровергните мнение Ю.М. Лотмана о любовной лирике А.С. Пушкина: «Особое место в поэзии Пушкина занимала любовная лирика. Декабристы относились к любовной поэзии отрицательно. Рылеев не писал стихов этого рода. Декабристы считали, что любовная поэзия отвлекает молодёжь от высоких гражданских чувств, и призывали Пушкина отказаться от интимной лирики.
Пушкин смотрел на этот вопрос иначе: для него свобода состояла не в героическом отказе от счастья и полном подчинении себя гражданскому долгу, а в полноте душевной жизни. Яркость эмоций, напряжение любви, упоение радостью – такие же признаки свободы, как и политические права и гражданские свободы. Поэтому любовная и политическая лирика для Пушкина не противостоят друг другу, а сливаются в едином идеале яркого и полного бытия. Пушкин создал подлинные шедевры любовной лирики…». Приведите свои примеры, подтверждающие эту мысль.
- Сравните стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), написанное в 1925 году, и «19 октября 1827». Что за эти два года изменилось в государстве, истории, судьбах лицеистов? Дайте литературно-исторический комментарий.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |