Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
А.С. Пушкин
Вольнолюбивая лирика
Задания уровня А
Вариант 1
- Объясните с точки зрения истории, что стремление к гражданской свободе было чертой, присущей творчеству многих поэтов первой четверти XIX века. Приведите примеры.
- Как в стихотворении «Лицинию» (1815) А.С. Пушкин прославляет вольность и осуждает деспотизм? Почему в тирании он видит развращённость нравов? Что означает его горькое утверждение: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»?
Вариант 2
- Почему в теме свободолюбия А.С. Пушкин обращается к произведениям высокого стиля? Как в оде «Вольность» поэт проводит сравнение между европейскими и русскими тиранами?
- Как в стихотворении «Сказки» (Noel) (1818) А.С. Пушкин, аллегорически изображая Александра I, высмеивает русское самодержавие?
Вариант 3
- К кому в оде «Вольность» А.С. Пушкин обращает гневный пассаж:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты Богу на земле.
- Какова композиция стихотворения «Деревня»? В чём смысл противопоставления его частей?
Задания уровня В
Вариант 1
- Докажите, что первоначальная позиция Пушкина – просветительство. Он, как и классицисты, ставит перед собой две задачи: поучать сильных мира сего, владык, царей и осуждать, высмеивать пороки общества. В каких стихотворениях А.С. Пушкин стоит на этих позициях?
- С какими реальными политическими событиями связано создание стихотворения «К Н.Я. Плюсковой»? Дайте исторический комментарий.
Вариант 2
- В чём А.С. Пушкин видит назначение поэта? Как выражает свою позицию в стихотворении «К Н.Я. Плюсковой»? Что означают слова:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
- О чём мечтает поэт в стихотворениях «К Чаадаеву» и «Деревня»? Почему ему видится заря «свободы просвещенной»? Прокомментируйте это выражение.
Вариант 3
- Прокомментируйте четверостишие из стихотворения «Птичка» (1823):
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Что скрывается за этой аллегорией?
- Кто такой Арион, чьим именем А.С. Пушкин назвал своё стихотворение? Чем он прославился? Почему А.С. Пушкин о нём вспоминает?
Задания уровня С
Вариант 1
- Как в вольнолюбивой лирике проявляются просветительские позиции автора и зарождающийся романтизм? Приведите примеры из различных стихотворений.
- Как в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкин, оценивая свою роль в русской литературе, говорит о теме вольности?
Вариант 2
- Докажите, что стихотворения «К Чаадаеву», «Узник», «Птичка» и другие – произведения романтизма. Почему А.С. Пушкин обращается к романтизму? Как это связано с состоянием его духа?
- Был ли А.С. Пушкин членом какого-либо тайного общества? Можно ли его назвать декабристом в широком смысле этого слова? Обоснуйте свой ответ.
Вариант 3
- Как связаны стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Мой первый друг, мой друг бесценный…»? Кому они посвящены, к кому обращены?
- Объясните смысл аллегории, данной в стихотворении «Анчар».
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |