Карточки по вольнолюбивой лирике

Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004

 

А.С. Пушкин

Вольнолюбивая лирика

 

Задания уровня А

 

Вариант 1

 

  1. Объясните с точки зрения истории, что стремление к гражданской свободе было чертой, присущей творчеству многих поэтов первой четверти XIX века. Приведите примеры.
  2. Как в стихотворении «Лицинию» (1815) А.С. Пушкин прославляет вольность и осуждает деспотизм? Почему в тирании он видит развращённость нравов? Что означает его горькое утверждение: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»?

 

Вариант 2

 

  1. Почему в теме свободолюбия А.С. Пушкин обращается к произведениям высокого стиля? Как в оде «Вольность» поэт проводит сравнение между европейскими и русскими тиранами?
  2. Как в стихотворении «Сказки» (Noel) (1818) А.С. Пушкин, аллегорически изображая Александра I, высмеивает русское самодержавие?

 

Вариант 3

 

  1. К кому в оде «Вольность» А.С. Пушкин обращает гневный пассаж:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоём челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрёк ты Богу на земле.

  1. Какова композиция стихотворения «Деревня»? В чём смысл противопоставления его частей?

 

Задания уровня В

 

Вариант 1

 

  1. Докажите, что первоначальная позиция Пушкина – просветительство. Он, как и классицисты, ставит перед собой две задачи: поучать сильных мира сего, владык, царей и осуждать, высмеивать пороки общества. В каких стихотворениях А.С. Пушкин стоит на этих позициях?
  2. С какими реальными политическими событиями связано создание стихотворения «К Н.Я. Плюсковой»? Дайте исторический комментарий.

 

Вариант 2

 

  1. В чём А.С. Пушкин видит назначение поэта? Как выражает свою позицию в стихотворении «К Н.Я. Плюсковой»? Что означают слова:

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

  1. О чём мечтает поэт в стихотворениях «К Чаадаеву» и «Деревня»? Почему ему видится заря «свободы просвещенной»? Прокомментируйте это выражение.

 

Вариант 3

 

  1. Прокомментируйте четверостишие из стихотворения «Птичка» (1823):

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

Что скрывается за этой аллегорией?

  1. Кто такой Арион, чьим именем А.С. Пушкин назвал своё стихотворение? Чем он прославился? Почему А.С. Пушкин о нём вспоминает?

 

Задания уровня С

 

Вариант 1

 

  1. Как в вольнолюбивой лирике проявляются просветительские позиции автора и зарождающийся романтизм? Приведите примеры из различных стихотворений.
  2. Как в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкин, оценивая свою роль в русской литературе, говорит о теме вольности?

 

Вариант 2

 

  1. Докажите, что стихотворения «К Чаадаеву», «Узник», «Птичка» и другие – произведения романтизма. Почему А.С. Пушкин обращается к романтизму? Как это связано с состоянием его духа?
  2. Был ли А.С. Пушкин членом какого-либо тайного общества? Можно ли его назвать декабристом в широком смысле этого слова? Обоснуйте свой ответ.

 

Вариант 3

 

  1. Как связаны стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Мой первый друг, мой друг бесценный…»? Кому они посвящены, к кому обращены?
  2. Объясните смысл аллегории, данной в стихотворении «Анчар».


Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (06.04.2014)
Просмотров: 2654 | Теги: свободолюбивая лирика, А.С. Пушкин, Вольнолюбивая лирика, Карточки по литературе | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: