Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
А.С. Пушкин
Роман «Евгений Онегин».
Главы I – V
Задания уровня А
Вариант 1
- К кому обращено посвящение романа «Евгений Онегин»? Что А.С. Пушкин говорит в нём об особенностях произведения? Почему автор характеризует роман как «собранье пёстрых глав»?
- Почему А.С. Пушкин с иронией пишет об образовании Онегина? Разве Онегин плохо образован?
Вариант 2
- Каков смысл эпиграфа к I главе? В силу каких обстоятельств Онегин вынужден был покинуть столицу?
- Почему герой и Автор сошлись? Что их объединяет?
Вариант 3
- Почему об Онегине сказано: «но рано чувства в нём остыли»? Что такое английский сплин иль русская хандра»? Физическая или духовная это болезнь? В чём она проявляется?
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Прокомментируйте эти строки.
- Что Автор рассказывает о себе в I главе? Что у него общего с Онегиным? В чём их различия? Почему он, в отличие от Онегина, любит деревенское уединение? В чём Автор видит назначение поэта?
Задания уровня В
Вариант 1
- Опишите духовное состояние Автора. Почему у него, в отличие от Онегина, нет хандры? Прокомментируйте слова:
В глуши звучнее голос мирный,
Живее творческие сны…
- На игре каких слов построен эпиграф ко II главе? Как переводятся слова Горация? Каков смысл этого эпиграфа?
Вариант 2
- Для чего и из каких соображений Онегин заменил для своих крестьян барщину оброком? Как на это отреагировали соседи? Каково было общественное мнение?
- Напишите тезисный план сравнительной характеристики Онегина и Ленского.
Вариант 3
- Напишите тезисный план сравнительной характеристики Татьяны и Ольги.
- Как Автор относится к чувству, возникшему у Татьяны к Онегину? Почему она увидела в Евгении своего героя?
Задания уровня С
Вариант 1
- Как изображено поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»? составьте тезисный план ответа.
- Почему своё объяснение с Татьяной Онегин начинает исповедью?
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.
Почему герой полагает, что супружество будет для них мукой? Прокомментируйте совет, который Онегин даёт Татьяне:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймёт;
К беде неопытность ведёт.
Вариант 2
- Что означает сон Татьяны? Как он сбывается наяву?
- Какую характеристику поэт даёт Зарецкому? Почему его образ важен для показа неоднородности поместного дворянства?
Вариант 3
- Что такое лирическое отступление? Почему без анализа лирических отступлений невозможно понять смысл романа? Проанализируйте лирические отступления в IV – V главах, определите их роль.
- Какова роль картин природы в IV – V главах романа «Евгений Онегин»?
Главы VI – VIII
Задания уровня А
Вариант 1
- Почему календарь природы, данный в IV – V главах, повторяется в VI главе? В чём смысл повтора?
- Охарактеризуйте гостей Лариных, приехавших на именины к Татьяне. Как их изображает поэт?
Вариант 2
- Из-за чего произошла ссора между Онегиным и Ленским? Как провёл последнюю ночь перед дуэлью каждый из них? Почему, несмотря на все формальные нарушения, дуэль всё же состоялась? Прокомментируйте слова автора:
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
- Почему Онегин, приняв вызов на дуэль, осуждает себя? Как, по мнению Автора, должен был вести себя герой? Прокомментируйте следующие строки:
…Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
Вариант 3
- Как заканчивается сюжетная линия Ольга – Ленский?
- Для чего Татьяна идёт в кабинет уехавшего Онегина? Что нового она узнала о нём? Почему её взгляд на Онегина перестаёт быть романтическим?
Задания уровня В
Вариант 1
- Почему автор видит в Ленском в первую очередь поэта, певца?
Младой певец
Нашёл безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Какие два варианта возможного жизненного пути Ленского рисует автор?
- Как картины осени и сменившей её зимы в VII главе связаны с настроением Татьяны? Почему она прощается с окружающей природой?
Вариант 2
- Как поэт описывает дорогу в Москву, по которой едут Ларины? Каким изображает московское дворянство? Прокомментируйте слова:
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
- Каким Онегин вернулся в Петербург после странствий? Опишите его духовное состояние. Прокомментируйте следующие строки:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести голов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Вариант 3
- Как А.С. Пушкин изображает высшее общество Петербурга? Почему Татьяна своей манерой держаться вызывает уважение окружающих? Приведите примеры.
- Почему после того, как Татьяна получила любовное письмо, Онегин видит не её лице «лишь гнева след»?
Задания уровня С
Вариант 1
- Сравните описание могилы певца в элегии В.А. Жуковского «Сельское кладбище» и описание могилы Ленского.
- Каков смысл эпиграфа к VIII главе? («Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай». Байрон). Кто и с кем прощается навсегда? Как дополняют прощание Татьяны и Онегина слова:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда…
Вариант 2
- Почему А.С. Пушкин отказывается живописать святочные гадания Татьяны? Сравните эту сцену с подобным описанием в балладе В.А. Жуковского «Светлана».
- Дайте сравнительную характеристику поместного и столичного дворянства (московского и петербургского), изображённых А.С. Пушкиным. Составьте план ответа.
Вариант 3
- Почему Татьяна признаётся Онегину в любви и в то же время отказывает ему? Почему она называет его страсть «чувством мелким»?
- Докажите, что нравственная позиция Татьяны выше, чем у Онегина. Составьте тезисный план ответа.
ОБОБЩЕНИЕ
Задания уровня А
Вариант 1
- А.И. Герцен определил социально-историческую обстановку, в которой складывался характер Онегина, следующими словами: «Молодой человек не находит ни малейшего живого интереса в этом мире низкопоклонства и мелкого честолюбия. И, однако, именно в этом обществе он осуждён жить, ибо народ ещё более далёк от него…». Согласитесь или опровергните это мнение, приведя примеры из текста романа.
- Назовите черты характера Татьяны, подтверждающие её связь с народной жизнью. Приведите примеры из текста.
Вариант 2
- Назовите черты характера Онегина, свидетельствующие о том, что он мог бы быть полезен обществу.
- Объясните, почему В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Составьте тезисный план ответа.
Вариант 3
- Назовите основные черты Онегина, характеризующие его как «умную ненужность». Почему он «лишний человек»?
- Укажите отличительные особенности романа как произведения лироэпического жанра.
Задания уровня В
Вариант 1
- Докажите, что Татьяна – «милый идеал» Пушкина. Составьте тезисный план ответа.
- Какое значение имеет образ Автора в романе «Евгений Онегин».
Вариант 2
- Назовите черты характера Татьяны, доказывающие цельность её натуры. Составьте тезисный план ответа.
- Какова основная тематика лирических отступлений в романе? Что поэт в них рассказывает о себе?
Вариант 3
- Как Ф.М. Достоевский в своей речи на открытии памятника А.С. Пушкину оценил заслуги поэта в создании образов Онегина и Татьяны?
- Как вы понимаете выражение А.С. Пушкина «даль свободного романа»? Как это определение характеризует жанровое своеобразие произведения?
Задания уровня С
Вариант 1
- Докажите, что роман «Евгений Онегин» – произведение реалистическое. Составьте план ответа.
- Как А.С. Пушкин в лирических отступлениях показывает своё отношение к Онегину, Татьяне, Ленскому? Приведите примеры.
Вариант 2
- В чём смысл противопоставления Татьяны Онегину? Сравните героев, составьте план.
- Докажите, что в основе романа лежит нравственный конфликт между Автором и его героем: у них разные позиции в понимании чести, долга, права на самовыражение.
Вариант 3
- Сравните оценки образов Татьяны и Онегина, данные В.Г. Белинским и Ф.М. Достоевским. Составьте тезисный план.
- Охактеризуйте художественное своеобразие романа «Евгений Онегин». Составьте тезисный план.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |