Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»? В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нём «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество двадцатых годов XIX века, причём детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества. Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского общества – суета («везде поспеть немудрено»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина читатель может судить о времяпрепровождении светского человека, для которого день начинался после полудня («бывало, он еще в постеле: к нему записочки несут») – это черта аристократизма. Типичное место для прогулок дворянства – Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как только «недремлющий брегет» отобьёт обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время – театр, кульминация дня – бал. Считалось хорошим тоном приезжать за полночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать. При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни – скука («Всё видел: лицами, убором ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы. Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского человека и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда боится ложного стыда»). Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций из «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности – это основной мотив в изображении московского общества. Проявляется патриархальность, все называют друг друга по имени-отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна. Для Москвы традиционно гостеприимство: Родне, прибывшей издалеча, Повсюду ласковая встреча, И восклицанья, и хлеб-соль. Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где известны все тайны: Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно. В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин следует за Фонвизиным: даёт представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с её «говорящими» фамилиями: …толстый Пустяков. Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая… Основная черта провинциального дворянства – патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екатерининской эпохи («И за столом у них гостям носили блюда по чинам»). Деревенские развлечения – охота, приём гостей, бал, где господствуют ещё старинные веяния («ещё мазурка сохранила первоначальные красы»). Сельские жители – одна большая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать: Все стали толковать украдкой, Шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха… Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворянство предстаёт в романе карикатурой на высшей свет, но в то же время именно в провинции возможно появление Татьяны. (444 слова) Источник: http://Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С5 /Е.Л. Ерохина, М.А. Аристова, Е.В. Зуева, Е.М. Крамчаткина. – М.: Из | |
| |
Просмотров: 618 | | |
Всего комментариев: 0 | |