Секачёва Е.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Е.В. Секачёва и др.; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015
17.1. Раскройте смысл заглавия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Создавая сочинение на предложенную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения. Отметьте, что название является важнейшим компонентом произведения, с него начинается читательское знакомство с текстом. В данном случае оно несёт важную информацию о главной героине, в определённой мере выражает авторскую позицию, психологически готовя нас к восприятию текста. Охарактеризуйте Машу Миронову, любовь к которой Петра Гринёва во многом определяет его поведение во время восстания под предводительством Пугачёва, а значит, – и весь ход действия романа. Подчеркните, что «капитанская дочка» похожа на сказочную «красну девицу», которую нужно вырвать из рук злодея Швабрина. Ей свойственны смирение, самоотверженность, нравственная чистота и в то же время сила характера. Дочь капитана Миронова, ставшая в одночасье сиротой во время захвата пугачёвцами Белогорской крепости, борется за свою любовь, находя возможность сообщить Гринёву о своём бедственном положении. Маша не желает соединять свою судьбу с Петром Андреевичем без благословения родителей. Расскажите, как готовность девушки спасти любимого приводит её к самой императрице. Она защищает Гринёва от обвинений в пособничестве бунтовщикам, прося милости у известной «дамы»: «Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Тихая и робкая, Маша становится настоящей «капитанской дочкой», достойной своего героического отца. Приведите полемичное суждение М.И. Цветаевой о героине пушкинского романа, представленное в эссе «Пушкин и Пугачёв». Она считала, что автор «Капитанской дочки» и созданный им персонаж Пётр Гринёв были очарованы личностью «мужичьего царя». Сама Цветаева не избежала воздействия тех же чар. Именно Пугачёва Марина Ивановна считала центральным героем пушкинского произведения. Машу Миронову поэтесса обвинила в пресности и высказалась о ней нелицеприятно: «…дура Маша, которая падает в обморок, когда палят из пушки, и о которой только и слышишь, что она „чрезвычайно бледна”». Подводя итоги, укажите, что название пушкинского произведения, вводя читателя в художественный мир романа, выделяет сквозной персонаж, позволяя акцентировать внимание на важнейших нравственных проблемах долга, совести, чести.
17.1. Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что «Капитанская дочка» А.С. Пушкина – «зерно» русского романа-эпопеи?
Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что многие произведения А.С. Пушкина, будучи по объёму равными повести, тем не менее, по масштабности авторской идеи и представленных событий могут быть отнесены к большим эпическим формам. Так, крестьянская война под предводительством Пугачёва становится повествовательным ядром «Капитанской дочки», а также хроники «История Пугачёва». Создавая этот труд, Пушкин-историк убедился в силе народного гнева, обращённого к дворянам. Развивая эту мысль, подчеркните, что автор изучал архивные источники, встречался с очевидцами, посещал места, связанные с пугачёвщиной. Всё это позволяет говорить о глубине и объективности писательских оценок происшедшего. Подчеркните, что содержательный объём «Капитанской дочки», а также форма семейных записок, в которую обличён сюжет произведения, не позволили автору прямо назвать её эпопеей. Между тем развивающиеся на Урале в 1773 – 75 годах события вполне могли бы вылиться в грандиозное повествование. Покажите, как А.С. Пушкин в работе над своим произведением опирается на достижения современной ему историографии и вместе с тем полемизирует с точкой зрения Н.М. Карамзина на роль личности в истории. Самого Пугачёва он изображает неоднозначно: как жестокого, решительного и в то же время гуманного, мудрого. Комментарий издателя позволяет расставить нужные акценты. Обратите внимание на то, что народный вождь также противопоставлен царским генералам и на их фоне выглядит более благородно. Трагическую окраску приобретает признание самозванца Гринёву в «неладах» со своими «ребятами», его понимание обречённости восстания. Знаменитый авторский итог: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» – становится результатом глубокого исследования исторической стихии национальной смуты. Внутренняя правда «природного дворянина» Петра Гринёва выражает нравственный идеал повествователя и приводит читателя к важнейшим выводам. Вспомните, какое влияние оказали пушкинские художественные опыты в области исторической прозы и драматургии на формирование принципа историзма в классической литературе, развитие жанра эпопеи в творчестве Л.Н. Толстого. Всё это позволит вам подтвердить правоту мнения исследователей, полагающих, что «Капитанская дочка» – «зерно» русского романа-эпопеи. Источник: http://Секачёва Е.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическ | |
| |
Просмотров: 2280 | | |
Всего комментариев: 0 | |