Задание 17 (поэзия)

Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти?

 

            «Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте – Пушкине», – отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой разработанной философской концепции; его философия – это миропонимание, мировоззрение, нашедшее своё воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов всегда жизнеутверждающий.

            Так для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выбирают Эпикура с его лозунгом: «Живи сегодняшним днём!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим юность нашу вместе с жизнью дорогой»).

            Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось бы, все приметы юности: «мечты, любви напрасной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» – всё, что составляло до сих пор смысл жизни. Но рефреном повторяемые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, потраченного бездумно, а самого бездумья.

            «Придите вновь, года моей весны!» – призывает автор.

            1823 год – время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни», которое представляет собой развёрнутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах-символах: жизнь – путь, молодость – утро, зрелость – лень, старость – вечер, смерть – ночь. Жизненный путь – бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека.

            1830 год – значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в стихотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот цель и смысл жизни. Жизнь не веселье, ибо

                        Безумных лет угасшее веселье

                        Мне тяжело, как смутное похмелье.

            Жизнь – это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда возможны минуты истинного счастья:

                        Порой опять гармонией упьюсь,

                        Над вымыслом слезами обольюсь…

            Время идёт, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия – покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»).

            И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония:

                        Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

                        Мой прах переживёт и тленья убежит –

                        И славен буду я, доколь в подлунном мире

                        Жив будет хоть один пиит.

            Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие.

 

 

 

Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы – главная в лирике Пушкина?

 

            Понятие «свобода» нельзя определить однозначно – это и социальная, и политическая, и философская, и морально-этическая категория. И на разных уровнях своего развития человек по-новому определяет для себя содержание этого слова. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» – ключевые слова пушкинского «словаря». В стихах 1817 – 1819 годов свобода становится предметом воспевания («хочу воспеть Свободу миру»). В социально-философской оде «Вольность» лирический герой скорбит и негодует, потому что на троне восседает «неправедная Власть». Тираноборческий пафос сливается с обращением к разуму монархов. Пушкин завершает оду поучением – призывом.

                        Склонитесь первые главой

                        Под сень надёжную Закона,

                        И станут вечной стражей трона.

                        Народов вольность и покой.

            Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью закона, проповедуется Пушкиным и в стихотворении «Деревня». В этом произведении, построенном на антитезе, противопоставляется высшая гармония, царящая в природе, дикости социальных взаимоотношений.

            В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории «Узник» свобода – это вольная жизнь за пределами «темницы сырой». К этой жизни узника зовёт его «грустный товарищ, махая крылом». Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе стало стихотворение «К морю». «Свободная стихия» не аллегория, а ёмкий символ свободы, символ любой природной и человеческой стихии.

            В конце 1820 – 1830 годов Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Свобода для поэта – это свобода иметь своё собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, это «никому отчёта не давать, себе лишь самому служить и угождать», это «по прихоти своей скитаться здесь и там», это «пред созданьями искусств и вдохновенья трепеща радостно в восторгах умиленья».

            На вопрос, что представляет собой «иная, лучшая» свобода, Пушкин отвечает в своём итоговом стихотворении-оде «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Понятие «свобода» становится понятием духовным: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал».    

 

В чём проявляется избранничество поэта?

(по лирике А.С. Пушкина)

 

            А.С. Пушкин – поэт не только элитарный («Поэту», 1830), недаром Писарев негодовал на него как на поэта «чистого искусства», но и народный поэт («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Гоголь нашёл в поэзии Пушкина черты «истинной национальности».

            Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина. Ведущим мотивом этой темы является мотив избранничества. Поэт – избранник богов:

                        Как смелый житель неба,

                        Он к солнцу воспарит,

                        Превыше смертных станет.

            Избранность покупается муками. Поэт – пророк, он избран, чтобы нести людям слово истины. Ему ведомо всё, что происходит на земле, на море, в небесах:

                        И внял я неба содроганье,

                        И горний ангелов полёт,

                        И гад морских подводный ход,

                        И дольней лозы прозябанье.

            Стихотворение «Пророк» особое и в плане жанра (это легенда), и в плане наполнения (введён сюжет), и в плане использования изобразительно-выразительных средств (основной приём – аллегория), автор вводит эпитеты высокого стиля (язык «празднословный», «лукавый»), библейскую лексику («шестикрылый серафим», «пророк», «гады»), метафоры («неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»), 16 раз строки начинаются с союза «и» – такая анафора только в этом стихотворении.

            Тема назначения поэта неоднозначно трактуется в лирике Пушкина. С одной стороны, поэт рождён для высокого, для «служенья муз», мирское не должно его волновать:

                        Не для житейского волненья,

                        Не для корысти, не для битв,

                        Мы рождены для вдохновенья…

            С другой стороны, звучат традиционные мотивы гражданской лирики: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу…».

            В сонете «Поэту» Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда, когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это мир пустынный, «безлюдный», в нём одна дорога, которую пролагает себе сам поэт:

                        Ты царь: живи один. Дорогою свободной

                        Иди, куда влечён тебя свободный ум.

                        …

                        Не требуя наград за подвиг благородный.

            Все награды в самом поэте. Поэт, подчёркивает Пушкин, должен судить себя «высшим судом». Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам, к почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для поэта. Именно верность этим принципам ведёт поэта к бессмертию.

 

 

 

В чём смысл пушкинского определения: «Цель поэзии – поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина)

 

            Поэзия – не игра, не забава, это то главное, что определяет всё самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель – это прежде всего само искусство, ведь оно вбирает в себя всё, о чём размышляет человек, всё, что его волнует, тревожит, радует и огорчает.

            Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»). С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

                        И ведаю, мне будут наслажденья

                        Меж горестей, забот и треволненья:

                        Порой опять гармонией упьюсь,

                        Над вымыслом слезами обольюсь…

            Действительно, поэзия поддержала его в самых тяжёлых ситуациях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почувствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений второй половины 20-х – начала 30-х годов («Поэт», 1827; «Поэт и толпа», 1828; «Поэту», 1830; «Эхо», 1831) мрачные размышления о непонимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, кажется, вновь вернулся в той мысли об искусстве, которая возникла ещё в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, если «ты сам свой высший суд», а главная награда – это и есть творчество. Но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии искусства, высказанные в 1826 году в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

            Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворение, написанное незадолго до гибели, в котором Пушкин подвёл итог своего творчества, – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувства добрые». Вот её цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный, величественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использованием большого количества славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь), соответствуют образу музы, послушной «веленью Божию».

            Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению. А значит, действительно «цель поэзии – поэзия».



Источник: http://Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С5 / Е.Л. Ерохина, М.А. Аристова, Е.В. Зуева, Е.М. Камчаткина. – М: Изд
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (26.08.2019)
Просмотров: 1400 | Теги: поэзия, пушкин, стихи, задание 17, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: