Задания 8, 9 ("Капитанская дочка")

8. Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачёва?

 

            В начале рассуждения оцените значение вставных элементов в структуре повествования различных произведений («Повесть о капитане Копейкине» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», притчу о праведной земле в пьесе М. Горького «На дней», легенду «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

            Охарактеризуйте фабулу одиннадцатой главы «Капитанской дочки», где Гринёв вместе с Савельичем, отправляясь на освобождение Маши Мироновой, снова попадает в расположение пугачёвских войск. Покажите, как Пугачёв выручает Петра и едет с ним для спасения сироты от злодея и предателя Швабрина. По дороге в Белогорскую крепость самозванец рассказывает Гринёву о том, что его ждёт: «Ребята мои умничают. Они воры… при первой же неудаче они свою шею выкупят моею головою». Затем, как подтверждение правоты своих действий, Пугачёв приводит калмыцкую сказку.

            Рассмотрите, как прямая аллегория позволяет читателю понять жизненную философию бунтаря. Отождествляя себя с орлом, вольной птицей, мужицкий царь предпочитает «раз напиться живой кровью», «а там – что Бог даст!»

            В заключение сделайте вывод о том, что такая позиция отражает авантюрный склад характера Пугачёва, его удалую и смелую натуру.

 

9. В каких ещё произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чём их сходство и различие с пушкинским произведением?

 

            Формируя развёрнутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в сюжете и поэтике произведений русской литературы. Вспомните народно-поэтический пласт «Слова о полку Игореве», фольклорную основу баллады В.А. Жуковского «Светлана», историческую стилизацию «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, синтез фольклорных жанров в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», народную образность «Реквиема» А.А. Ахматовой, сказочные и былинные мотивы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

            Развивая вашу мысль, рассмотрите «русский дух» сюжета и образов баллады «Светлана». Процитируйте зачин произведения и прокомментируйте сцену гадания. Рассмотрите народно-поэтическую образность произведения, его фольклорную концовку. Укажите на идеальный национальный характер героини В.А. Жуковского.

            Покажите, что «Кому на Руси жить хорошо» – эпическое произведение, равного которому не появлялось в литературе. Пронизанное фольклорными мотивами, оно синтезировало большие и малые устно-поэтические жанры: сказки, былины, легенды, былички, притчи, загадки, пословицы, поговорки и, конечно же, песни – обрядовые и трудовые.

            Установите, что традиция христианства в поэме «Реквием» сопрягается с фольклорной интонаций причитаний. Женщины всех времён, все те, кто знает цену утрат, соединяются в едином скорбном гласе:

                                    Буду я, как стрелецкие жёнки,

                                    Под кремлёвскими башнями выть.

            Отметьте, что жанр «Василия Тёркина» автор определил не случайно как «книгу про бойца». Само имя говорит о его типичности, близости народной среде, а фамилия соотносится с поговоркой «тёртый калач», то есть бывалый человек. Подобно герою русской сказки, Василий Тёркин может и кашу из топора приготовить, и подбодрить своих товарищей хорошей шуткой в трудный час. Так, в главе «Солдат и смерть» Тёркин обретает черты былинного богатыря.

            Расскажите, как поиски новых средств поэтики заставляют А.А. Блока обратиться к формам устного поэтического творчества. Вспомните, как А.А. Блок в поэме «Двенадцать» использует эстетическую образность народного балагана, обращается к фольклорному опыту своих литературных предшественников (устанавливаются многочисленные параллели с поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В качестве иллюстративного материала приведите примеры использования автором поэмы народно-поэтических образов, тем, мотивов, жанров.

            В заключение подчеркните, что мотивы устного народного творчества прочно вошли в поэтику многих произведений русской литературы на всём протяжении её развития.



Источник: http://Секачёва Е.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическ
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (25.07.2017)
Просмотров: 1819 | Теги: Капитанская дочка, ЕГЭ по литературе, пушкин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: