Задания 8, 9 ("Медный всадник")

Секачёва Е.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Е.В. Секачёва и др.; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015

 

8. Как в приведённом фрагменте раскрывается изменение в мировоззрении Евгения?

 

            Размышляя над поставленным вопросом, обратите внимание на то, что в приведённом фрагменте автор показывает картину бушующей стихии и Евгения, спасающегося от наводнения. Необходимо отметить, что герой переживает ужас не от опасности, которая ему угрожает, а от того, что его возлюбленная Параша, с которой связаны все его мечты, находится в самом эпицентре стихии:

                                                           Словно горы,

                                    Из возмущенной глубины

                                    Вставали волны там и злились,

                                    Там буря выла, там носились

                                                           Обломки…

            Герой чувствует своё бессилие что-то изменить. Он испытывает отчаяние, которое автор подчёркивает с помощью риторических вопросов и восклицаний. Евгений приходит к страшному выводу, с которым ему трудно смириться. Не случайно Пушкин передаёт его с помощью риторического вопроса: «Или во сне он это видит? Иль вся наша и жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй?»

            Сделайте акцент на том, что это уже другой Евгений: не мелкий чиновник, который мечтал о семье, детях, уютном доме, а человек, который начинает задумываться над философскими вопросами, связанными с мироустройством и местом человека в мире, который сознаёт неодолимость судьбы, высших сил. Обратите внимание на финал отрывка: здесь изображается Медный всадник, который словно возвышается над всем происходящим. Отметьте, что образы Евгения и Медного всадника противопоставлены. И уже здесь композиционными средствами автор аллегорично намечает конфликт между «маленьким человеком» и государством. Вопросами, которыми задаётся пушкинский герой, предвосхищается кратковременный бунт мелкого чиновника Евгения против Медного всадника, символа государственности.

 

9. В каких произведениях русской литературы XIX века природа оказывает существенное воздействие на жизнь героев? В чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Медным всадником»?

 

            В качестве литературного контекста могут быть привлечены драма А.Н. Островского «Гроза» и роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».

            Обоснуйте свой выбор. Важно охарактеризовать влияние природы не на внутренний мир героя, а на его жизнь. Так, под воздействием грозы, которую героиня Островского воспринимает в силу своей религиозности как наказание, посланное Богом людям за грехи, Катерина признаётся мужу в измене. Жизнь её меняется. Домашняя тирания усиливается, и Катерина принимает решение закончить жизнь самоубийством.

            По-иному природа влияет на жизнь Андрея Болконского, героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого. После ночи, проведённой в Отрадном, и речей Наташи Ростовой князь задумывается над тем, что, возможно, жизнь в тридцать один год не заканчивается. Старый, испещрённый язвами дуб, который он встретил накануне по дороге к Ростовым, на обратном пути предстаёт перед Болконским абсолютно другим. Это красивое, покрытое молодой зеленью дерево. Дуб как часть обновляющегося мира природы упрочивает героя Толстого в мысли, что жизнь продолжается. После встречи с дубом в жизни князя Андрея наступает новый этап: он покидает имение, возвращается в Петербург и под руководство Сперанского начинает заниматься вопросами государственного реформирования армии.

            При сопоставлении произведений подчеркните, что во всех трёх произведениях герои по-особому воспринимают природу. Как и пушкинский Евгений, Катерина и князь Андрей воспринимают происходящее в мире природы как знаки судьбы, которые заставляют героев принимать решения, меняющие жизнь.



Источник: http://Секачёва Е.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическ
Категория: А.С. Пушкин | Добавил: филолог (25.07.2017)
Просмотров: 6665 | Теги: Медный всадник, задания 8, ЕГЭ по литературе, пушкин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: