Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава, Кому темная вода, - Ни приметы, ни следа.
Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.
Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой.
И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свои ребята Сразу — будто не они,
Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад.
Поглядеть — и впрямь — ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ.
Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи — отцы.
Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат. Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз?
Налегли, гребут, потея, Управляются с шестом. А вода ревет правее - Под подорванным мостом.
Вот уже на середине Их относит и кружит... А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли...
А уж первый взвод, наверно, Достает шестом земли.
Позади шумит протока, И кругом — чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь.
И чернеет там зубчатый, За холодною чертой, Неподступный, непочатый Лес над черною водой.
Переправа, переправа! Берег правый, как стена...
Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.
Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.
И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд. Густо было там народу - Наших стриженых ребят...
И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...
Под огнем неразбериха - Где свои, где кто, где связь?
Только вскоре стало тихо, - Переправа сорвалась.
И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой, Кто там парень расчудесный, А наверно, был такой.
Переправа, переправа... Темень, холод. Ночь как год.
Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод.
И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.
В1. Как называется разновидность метонимии, основанная на переносе признаков одного явления на другое по принципу количественного соотношения, с помощью которого целое явление обозначается через его часть: «Дремлет, скорчившись, пехота…»? Ответ: ___________________________________________________
В2. Как называется повторение отдельных слов и оборотов в конце нескольких относительно самостоятельных отрезков речи: Хоть ещё паёк им пишет Первой роты старшина. Старшина паёк им пишет…? Ответ: _______________________________________________
В3. Известно высказывание А. Т. Твардовского о жанровой природе «Василия Теркина»: «Жанровое обозначение <...>, на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные или иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто всё-таки выходило...» Как обозначил в итоге автор жанр «Василия Теркина» в подзаголовке произведения? Ответ: ________________________________________________
В4. В каком звании воевал герой А. Т. Твардовского Василий Теркин? Ответ: ________________________________________________
В5. Как называются строки, мотив, неоднократно повторяющиеся в произведении (например, приведенные строки из «Василия Теркина» А. Т. Твардовского)? Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Ответ: ________________________________________________
В6. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки (например, в приведенных строках «Василия Теркина» А. Т. Твардовского)? Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок. Ответ: ___________________________________________________
В7. Как называется мысль, лежащая в основе произведения? Ответ: ___________________________________________________
В8. Определите размер, которым написан «Василий Тёркин». Ответ: ___________________________________________________
В9. Какое художественное средство использовал автор: «Как плоты, пошли понтоны…», «И тверда, как камень, груда…»? Ответ: ___________________________________________________
В10. Определите тип рифмовки: Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи — отцы. Ответ: ___________________________________________________
В11. Какое фонетическое средство основано на повторении гласных звуков: «Тем путём идут суровым…»? Ответ: ___________________________________________________
В12. Какое синтаксическое средство использовал автор: «Ждут рассвета, ждут подмоги…», «Долги дни, жестоки зори…», «То ли снится, то ли мнится…»? Ответ: __________________________________________________
В13. Как называются слова, с помощью которых передаётся народный дух поэмы: «желторот», «покамест», «правду»? Ответ: __________________________________________________
В14. Какое синтаксическое средство использовал автор: «Шутишь, брат…», «Стой, ребята, не соваться…», «Доктор, доктор, а нельзя ли…»? Ответ: __________________________________________________
В15. Как называется синтаксическое средство, при котором нарушается привычный порядок слов: «Говорит тогда боец…», «Посмотрел полковник строго…»? Ответ: __________________________________________________
В16. Какая риторическая фигура использована автором: Мимо их висков вихрастых, Возле их мальчишьих глаз Смерть в бою свистела часто И минет ли в этот раз? Ответ: __________________________________________________
В17. Как называются устойчивые выражения: «не видать конца», «духом падать»? Ответ: __________________________________________________
В18. Какая фигура речи образуется путём повторения одного слова или выражения в начале двух или нескольких фраз: Кому память, кому слава, Кому тёмная вода… Ответ: __________________________________________________
В19. Какое фонетическое средство основано на повторении согласных звуков: «Смерть за смертью не страшна…»? Ответ: _________________________________________________
С1. При помощи каких символических образов Твардовский раскрывает антигуманную сущность войны?
С2. В каких произведениях русской литературы показаны герои, чьи подвиги поражают бесстрашием, силой духа и верой в победу? | |
| |
Просмотров: 3526 | | |
Всего комментариев: 0 | |