Немец был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит, Он стоял, как на подковах, Не пугай — не побежит.
Сытый, бритый, береженый, Дармовым добром кормленный, На войне, в чужой земле Отоспавшийся в тепле.
Он ударил, не стращая, Бил, чтоб сбить наверняка. И была как кость большая В русской варежке рука...
Не играл со смертью в прятки,— Взялся — бейся и молчи,— Теркин знал, что в этой схватке Он слабей: не те харчи.
Есть войны закон не новый: В отступленье — ешь ты вдоволь, В обороне — так ли сяк, В наступленье — натощак.
Немец стукнул так, что челюсть Будто вправо подалась. И тогда боец, не целясь, Хряснул немца промеж глаз.
И еще на снег не сплюнул Первой крови злую соль, Немец снова в санки сунул С той же силой, в ту же боль.
Так сошлись, сцепились близко, Что уже обоймы, диски, Автоматы — к черту, прочь! Только б нож и мог помочь.
Бьются двое в клубах пара, Об ином уже не речь,— Ладит Теркин от удара Хоть бы зубы заберечь,
Но покуда Теркин санки Сколько мог В бою берег, Двинул немец, точно штангой, Да не в санки, А под вздох.
Охнул Теркин: плохо дело, Плохо, думает боец. Хорошо, что легок телом — Отлетел. А то б — конец...
Устоял — и сам с испугу Теркин немцу дал леща, Так что собственную руку Чуть не вынес из плеча.
Черт с ней! Рад, что не промазал, Хоть зубам не полон счет, Но и немец левым глазом Наблюденья не ведет.
Драка — драка, не игрушка! Хоть огнем горит лицо, Но и немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо.
Вот он — в полвершке — противник. Носом к носу. Теснота. До чего же он противный — Дух у немца изо рта.
Злобно Теркин сплюнул кровью. Ну и запах! Валит с ног. Ах ты, сволочь, для здоровья, Не иначе, жрешь чеснок!
Ты куда спешил — к хозяйке? Матка, млеко? Матка, яйки? Оказать решил нам честь? Подавай! А кто ты есть,
Кто ты есть, что к нашей бабке Заявился на порог, Не спросясь, не скинув шапки И не вытерши сапог?
Со старухой сладить в силе? Подавай! Нет, кто ты есть, Что должны тебе в России Подавать мы пить и есть?
Не калека ли убогий, Или добрый человек — Заблудился По дороге, Попросился На ночлег?
Добрым людям люди рады. Нет, ты сам себе силен. Ты наводишь Свой порядок. Ты приходишь — Твой закон.
Кто ж ты есть? Мне толку нету, Чей ты сын и чей отец. Человек по всем приметам,— Человек ты? Нет. Подлец!
В1. Как называются слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию: «Словно вся страна-держава видит Тёркина…»? Ответ: ______________________________________________________
В2. Определите тип рифмовки: Так сошлись, сцепились близко, Что уже обоймы, диски, Автоматы — к черту, прочь! Только б нож и мог помочь. Ответ: ______________________________________________________
В3. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением? Нет, кто ты есть, Что должны тебе в России Подавать мы пить и есть? Ответ: ______________________________________________________
В4. Назовите приём усиления, заострения авторской мысли, заключающийся в намеренно сходстве начала смежных строк: Теркин ворот нараспашку, Теркин сел, глотает снег, Ответ: ______________________________________________________
В5. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов («он стоял, как на подковах», «на тебе, как клещ, повисну»)? Ответ: ______________________________________________________
В6. Следующие строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста: Ты наводишь Свой порядок. Ты приходишь — Твой закон. Ответ: ______________________________________________________
В7. Каким размером написан «Василий Тёркин»? Ответ: _____________________________________________________
В8. В этой главе встречается целый ряд противопоставленных мотивов и образов: мёртвый – живой, «сосульки» – «жар». Как называется в литературоведении противопоставление, намеренное сталкивание контрастных элементов? Ответ: ____________________________________________________
В9. Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этой главе: «бьются двое», «охнул Тёркин»? Ответ: ____________________________________________________
В10. Как называют острое столкновение, противостояние характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия? Ответ: ____________________________________________________
В11. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера (Тёркин – от слова «тёрка», «тереть»)? Ответ: ____________________________________________________
В12. Как называется в литературоведении художественное преувеличение: В одиночку — грудью, телом Бьётся Теркин, держит фронт. Ответ: ______________________________________________________
В13. Стремясь придать звучанию произведения особую выразительность, Твардовский использует повтор одинаковых согласных звуков («Фронт налево, фронт направо»). Как в литературоведении называется этот поэтический приём? Ответ: ______________________________________________________
В14. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией? Ответ: ____________________________________________________
В15. Как называется средство художественной выразительности, использованное Твардовским («злую соль», «печальном задворке»)? Ответ: ____________________________________________________
В16. Как Твардовский определил жанр своего произведения? Ответ: ____________________________________________________
В17. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, использует Твардовский: Охнул Тёркин: плохо дело, Плохо, думает боец. Ответ: _____________________________________________________
В18. Как называются слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: «харчи», «жрёшь»? Ответ: ______________________________________________________
В19. Какой риторический приём кульминации чувств использован автором: Что за страна! … Ах, ты вон как! Ответ: ______________________________________________________
В20. Как называются строки, мотив, неоднократно повторяющиеся в произведении: Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Ответ: _____________________________________________________
В21. Как называется фонетическое средство выразительности, основанное на повторе гласных: Бей, не милуй. Зубы стисну. Ответ: _____________________________________________________
С1. С помощью каких художественных средств автору удаётся воссоздать картину поединка?
С2. В каких произведениях русской литературы герою приходится сражаться за свою жизнь? | |
| |
Просмотров: 6459 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |