КИМ ЕГЭ "Василий Тёркин" ("Поединок")

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит.

 

Сытый, бритый, береженый,

Дармовым добром кормленный,

На войне, в чужой земле

Отоспавшийся в тепле.

 

Он ударил, не стращая,

Бил, чтоб сбить наверняка.

И была как кость большая

В русской варежке рука...

 

Не играл со смертью в прятки,—

Взялся — бейся и молчи,—

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

 

Есть войны закон не новый:

В отступленье — ешь ты вдоволь,

В обороне — так ли сяк,

В наступленье — натощак.

 

Немец стукнул так, что челюсть

Будто вправо подалась.

И тогда боец, не целясь,

Хряснул немца промеж глаз.

 

И еще на снег не сплюнул

Первой крови злую соль,

Немец снова в санки сунул

С той же силой, в ту же боль.

 

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы — к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

 

Бьются двое в клубах пара,

Об ином уже не речь,—

Ладит Теркин от удара

Хоть бы зубы заберечь,

 

Но покуда Теркин санки

Сколько мог

В бою берег,

Двинул немец, точно штангой,

Да не в санки,

А под вздох.

 

Охнул Теркин: плохо дело,

Плохо, думает боец.

Хорошо, что легок телом —

Отлетел. А то б — конец...

 

Устоял — и сам с испугу

Теркин немцу дал леща,

Так что собственную руку

Чуть не вынес из плеча.

 

Черт с ней! Рад, что не промазал,

Хоть зубам не полон счет,

Но и немец левым глазом

Наблюденья не ведет.

 

Драка — драка, не игрушка!

Хоть огнем горит лицо,

Но и немец красной юшкой

Разукрашен, как яйцо.

 

Вот он — в полвершке — противник.

Носом к носу. Теснота.

До чего же он противный —

Дух у немца изо рта.

 

Злобно Теркин сплюнул кровью.

Ну и запах! Валит с ног.

Ах ты, сволочь, для здоровья,

Не иначе, жрешь чеснок!

 

Ты куда спешил — к хозяйке?

Матка, млеко? Матка, яйки?

Оказать решил нам честь?

Подавай! А кто ты есть,

 

Кто ты есть, что к нашей бабке

Заявился на порог,

Не спросясь, не скинув шапки

И не вытерши сапог?

 

Со старухой сладить в силе?

Подавай! Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

 

Не калека ли убогий,

Или добрый человек —

Заблудился

По дороге,

Попросился

На ночлег?

 

Добрым людям люди рады.

Нет, ты сам себе силен.

Ты наводишь

Свой порядок.

Ты приходишь —

Твой закон.

 

Кто ж ты есть? Мне толку нету,

Чей ты сын и чей отец.

Человек по всем приметам,—

Человек ты? Нет. Подлец!

 

В1. Как называются слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию: «Словно вся страна-держава видит Тёркина…»?

Ответ: ______________________________________________________

 

В2. Определите тип рифмовки:

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы — к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

Ответ: ______________________________________________________

 

В3. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

Ответ: ______________________________________________________

 

В4. Назовите приём усиления, заострения авторской мысли, заключающийся в намеренно сходстве начала смежных строк:

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Ответ: ______________________________________________________

 

В5. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов («он стоял, как на подковах», «на тебе, как клещ, повисну»)?

Ответ: ______________________________________________________

 

В6. Следующие строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:

Ты наводишь

Свой порядок.

Ты приходишь —

Твой закон.

Ответ: ______________________________________________________

 

В7. Каким размером написан «Василий Тёркин»?

Ответ: _____________________________________________________

 

В8. В этой главе встречается целый ряд противопоставленных мотивов и образов: мёртвый – живой, «сосульки» – «жар». Как называется в литературоведении противопоставление, намеренное сталкивание контрастных элементов?

Ответ: ____________________________________________________

 

В9. Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этой главе: «бьются двое», «охнул Тёркин»?

Ответ: ____________________________________________________

 

В10. Как называют острое столкновение, противостояние характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия?

Ответ: ____________________________________________________

 

В11. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера (Тёркин – от слова «тёрка», «тереть»)?

Ответ: ____________________________________________________

 

В12. Как называется в литературоведении художественное преувеличение:

                               В одиночку — грудью, телом

                   Бьётся Теркин, держит фронт.

Ответ: ______________________________________________________

 

В13. Стремясь придать звучанию произведения особую выразительность, Твардовский использует повтор одинаковых согласных звуков («Фронт налево, фронт направо»). Как в литературоведении называется этот поэтический приём?

Ответ: ______________________________________________________

 

В14. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ____________________________________________________

 

В15. Как называется средство художественной выразительности, использованное Твардовским («злую соль», «печальном задворке»)?

Ответ: ____________________________________________________

 

В16. Как Твардовский определил жанр своего произведения?

Ответ: ____________________________________________________

 

В17. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, использует Твардовский:

                               Охнул Тёркин: плохо дело,

                               Плохо, думает боец.

Ответ: _____________________________________________________

 

В18. Как называются слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: «харчи», «жрёшь»?

Ответ: ______________________________________________________

 

В19. Какой риторический приём кульминации чувств использован автором:

                               Что за страна!

                               …

                               Ах, ты вон как!

Ответ: ______________________________________________________

 

В20. Как называются строки, мотив, неоднократно повторяющиеся в произведении:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Ответ: _____________________________________________________

 

В21. Как называется фонетическое средство выразительности, основанное на повторе гласных:

                               Бей, не милуй. Зубы стисну.

Ответ: _____________________________________________________

 

С1. С помощью каких художественных средств автору удаётся воссоздать картину поединка?

 

С2. В каких произведениях русской литературы герою приходится сражаться за свою жизнь?

Категория: А.Т. Твардовский | Добавил: филолог (03.05.2014)
Просмотров: 6459 | Комментарии: 1 | Теги: А.Т.Твардовский, поединок, ЕГЭ по литературе, тест, Василий Тёркин | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 1
1 филолог  
0
Пишите, я проверю

Имя *:
Email *:
Код *: