"За далью - даль"

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

 

Уроки 1 – 2. Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью – даль». История создания поэмы. Анализ первой главы.

 

1.Запишите лексическое значение слова.

Даль __________________________________________________

 

2.Составьте ассоциативный ряд со словом «даль».

________________________________________________________

 

3.Название поэмы «За далью – даль», ставшее её лейтмотивом, непрерывно сопутствует рассказу поэта о пространствах родной страны, о времени и о себе. Выпишите из текста цитаты, воссоздающие облик «трёх далей», открывающихся лирическому герою.

 

«Три дали» в поэме

Цитаты

Историческая даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времён и судеб (путешествие во времени)

 

Необъятность географических просторов России (путешествие в пространстве)

 

Бездонность нравственных запасников души лирического героя, стремящегося осмыслить итоги минувшей войны и послевоенных лет (путешествие в глубины собственной души)

 

 

4.Выпишите примеры ассонансов из первой строфы. Какова её интонация? Какому жанру лирики присущи такие интонации?

_______________________________________________________

 

5.Каковы особенности образа лирического героя поэмы?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

6.Выпишите из текста просторечные слова и выражения. О чём свидетельствует их присутствие в речи лирического героя?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

7.Какая мысль, звучавшая в поэме «Василий Тёркин», находит отражение в этих строчках: «В борьбе исполнен новых сил, // Он в годы грозных испытаний // Восток и Запад пробудил…»? Почему, несмотря на тревогу, которую испытывает лирический герой, финал главы звучит оптимистично?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

8.Каков смысл названия поэмы?

________________________________________________________

________________________________________________________

 

 

Урок 3.А.Т. Твардовский «За далью – даль». Анализ главы «Огни Сибири»

 

1.Запишите вопросы к статье в учебнике «Материалы о Сибири в творчестве А.Т. Твардовского».

________________________________________________________

________________________________________________________

 

2.Запишите известные вам толкования слова «Сибирь».

________________________________________________________

________________________________________________________

 

3.Что в звучании слова подчёркивает А.Т. Твардовский в главе «Огни Сибири»?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

4.Исследовательская работа с текстом. Подберите цитаты, рассказывающие о богатствах Сибири, её бескрайних просторах, воинской доблести. Что вызывает восхищение поэта?

 

«Звёздная Сибирь»

Богатство Сибири

 

Бескрайние просторы Сибири

 

Край воинской славы

 

Красота края, освоенного человеком

 

 

____________________________________________________________

 

5.Выпишите из текста слова и словосочетания, воссоздающие облик Сибири в прошлом и настоящем.

«Недоброй славы край глухой»

Прошлое Сибири

 

Настоящее Сибири

 

 

6.В повествовании о Сибири возникает образ «земных огней». Где проходит их путь? Выпишите из текста слова и словосочетания, соотнесённые с этим образом. Каков его смысл?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

7.Как изображены будни современников Твардовского?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

8.Какой образ в поэме созвучен образу «огней земных»? Каково его символическое значение? __________________________________________________________

__________________________________________________________

 

9.Каков смысл названия главы поэмы?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

10.Выпишите строчки поэмы, в которых нашла отражение гражданская позиция автора.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

 

Урок 4. Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Определите стихотворный размер глав поэмы «За далью – даль».

________________________________________________________

 

2. «А мир огромный за стеною, // Как за бортом вода ревёт».

Укажите название изобразительно-выразительного средства. Какова его функция?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

3.Выпишите из текста примеры строф разной длины. Чего достигает поэт, применяя строфы разной длины?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

4.Запишите толкование термина «строфа».

___________________________________________________________

 



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; по
Категория: А.Т. Твардовский | Добавил: филолог (21.06.2015)
Просмотров: 7597 | Теги: литература 8 класс, Твардовский, за далью - даль | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: