Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)
История создания пьесы «Недоросль» (1782)
Пьеса написана во 2-й половине XVIII в., в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 году и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
Действующие лица
Простаков госпожа Простакова, жена
Митрофан, сын Еремеевна, кормилица
Правдин Стародум
Софья, племянница Стародума Милон
Г-н Скотинин, брат Простаковой Кутейкин, дьячок
Цыфиркин, отставной сержант Вральман, учитель
Тришка, портной
Содержание
Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше пристроить в жизни своего недоросля Митрофанушку – выгодно его женить. В доме Простаковых на правах бедной родственницы живёт Софья и терпит от хозяйки грубость. Простакова намерена выдать её замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнаёт, что Софья – богатая наследница, планы её меняются: теперь она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном. Но в финале пьесы все её планы проваливаются, любящие сердца Софьи и Милона соединяются, а имение Простаковых берёт под опеку государство. Финал комедии неоднозначен, так как в действительности такого не было (получалось, что Фонвизин таким образом критиковал правление Екатерины II).
Финал комедии
Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы
едем. Пожелай нам...
Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.
Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!
Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...
Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!
Смысл названия пьесы
В XVIII веке недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл.
Митрофан
Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного
|
Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей
|
Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» (Стародум)
|
Система персонажей комедии
Чётко выделены три группы:
в каждой три мужских и один женский образ
|
Положительные герои
|
Отрицательные герои
|
Воспитатели
|
Софья
Стародум
Правдин
Милон
|
Простакова
Простаков
Митрофан
Скотинин
|
Еремеевна
Цыфиркин
Кутейкин
Вральман
|
Композиция – это построение. Элементы композиции:
1.Экспозиция (знакомство с героями)
|
Житейский конфликт
|
Идеологический конфликт
|
2.Завязка
|
У Простаковой возникает план женить «братца» на «денежках» Софьи; после того как становится известно о Софьином приданом и возникает новый план – женить на ней Митрофанушку
|
Правдин уже три дня живёт в доме Простаковой с намерением пресечь творящиеся в нём беззакония.
|
3.Развитие действия
|
4.Развязка
|
Софья выходит замуж по любви за Милона
|
Правдин отбирает имение у Простаковых
|
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ
Госпожа Простакова
- Значение имени: от «простой, простак». В XVIII веке слово «простой» и мело значение «пустой, ничем не занятый».
- Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит («Я люблю, чтоб и чужие меня слушали»)
- Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лёжа на сундуке с деньгами.
- Простакова не получила ни воспитания, ни образования, не умеет ни читать, ни писать («Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому») и считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
- Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни – личная выгода.
- Характер и жизненные установки Простаковой – не её вина, а результат дурного воспитания: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства!»
- Её речь груба, в ней много просторечных слов и выражений, она постоянно бранится. Тришку называет: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. Мужу говорит: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши». И только к сыну ласкова: «Митрофанушка, друг мой», «друг мой сердечный», «сынок».
- С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотичная по отношению к мужу, помыкает им: «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
- Самовластная, безнравственная, «презлая фурия», любит только сына: с ним нежна и заботлива: «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». Смысл ей жизни – забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана. «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
- В финале комедии Простакова, когда от неё отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.
Правдин о Простаковой
- «Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
- (Митрофану) «Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья»
Софья о Простаковой:
«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости»
Скотинин
- Значение имени: образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
- Невежественен, глуп, жаден. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
- Типичный представитель мелкопоместных дворян. Свирепый крепостник. «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».
- Грубый, невежественный, деспотичный: «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»
- Самовлюблённый: «Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»
- Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить её именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем – чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
- Ради возможности выгодно жениться готов уничтожить своего соперника – родного племянника Митрофана. Его образ автор доводит до гротеска: главный интерес в жизни Тараса – скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нём тёплые чувства, только к ним он проявляет заботу. По его разумению, и род Скотининых «старее Адамова, создан Творцом вместе со скотами».
- В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (то есть всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждёт наказание за грубое отношение к дворовым.
Митрофанушка
Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.
|
|
Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить – не знает любви даже к своим близким.
|
|
Несмотря на его невежество, он умеет подластиться к матери, готов к похищению Софьи, изворачивается и хитрит в сцене экзамена.
|
|
В речи много просторечных слов, часто его тон капризен и груб. Простакова и минуты не живёт без брани – сын вслед за ней кричит на кормилицу (называет Еремеевну «старой хрычовкой», угрожает ей расправой), грубит учителям.
|
|
Так же, как и мать, признаёт лишь право сильного. Пока она держит в своих руках власть, он с ней, но как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт: «Да отвяжись, матушка, как навязалась..».
|
|
Почему Митрофан копирует мать? Удобно быть на неё похожим: в мире Скотининых и Простаковых можно выжить лишь придерживаясь такого же стиля поведения.
|
|
Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так нередко и в наше время называют молодых людей невежественных и ничего не желающих знать: «Не хочу учиться, а хочу жениться».
|
|
ЗАДАЧИ АВТОРА
Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.
Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несёт ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.
Выяснить причины, уродующие личность.
Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших – «недорослями», но закон 1736 года продлил право оставаться недорослями до 20 лет (до получения образования)..
Обострить основной конфликт времени – конфликт между невежеством и просвещением.
Вынести на обсуждение тему воспитания.
Правдиво изобразить жизнь, расширить рамки классицизма, ввести элементы реалистического изображения действительности.
Фонвизин упоминается в романе «Евгений Онегин»:
Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин...
Род литературы – драма
Направление – классицизм
Жанр – комедия
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ
Стародум
- Человек, думающий «по-старому» (отдаёт предпочтение предыдущей, Петровской эпохе, сохраняет её традиции, так как воспитан в духе Петровского времени).
- Человек просвещённый, патриот. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
- Нравственность ценит выше просвещённости: «Ум, коли он только что ум, самая безделица…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек – чудовище. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
- Указывает главную причину появления таких людей, как Простаковы и Скотинины, – это государство. Благодаря указам императрицы, охранявшим права дворянства, в стране процветают «вывихнутые», «немые», «горбатые» души, в которых, по словам Стародума, «благородство погребено с их предками». В этом и заключается весь пафос обличительной комедии.
- Всего добивается честным трудом: «Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества».
- Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не починам и положению в обществе
- С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи
- Наследство, оставленное им Софье, делает её самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев
- Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всём повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон – одно лицо.
- Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии
Идеалы Стародума
Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах.
Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Невежда без души – зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины – перестаёт искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.
Правдин
- Правдин – честный и безупречный чиновник (ревизор, наделённый правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку).
- Служит чиновником в наместничестве – учреждении, созданном в 1775 году Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
- Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно»
- В финале комедии Правдин от имени правительства берёт в опеку имение Простаковой, лишая её права самовольно распоряжаться крестьянами
Милон
- Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный
- Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней
- «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
- Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов – Скотинина и Митрофана
- Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой
- Спасает Софью от похищения
Софья
- Имя в переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
- Скромная, благоразумная, добродетельная
- Является воплощением «добродетели в руках порока»
- Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры: «Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»
- Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы
- Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии
- В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берёт под опеку
СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ
ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Законы классицизма
|
Построение комедии
|
Правила «трёх единств»
|
Единство места
|
поместье Простаковых
|
Единство времени
|
в течение одних суток
|
Единство действия
|
борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи
|
Разделение всех героев на положительных и отрицательных
|
Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
|
Назначение комедии: смехом казнить пороки
|
«Говорящие» фамилии персонажей
|
Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина). Митрофан,Вральман,Кутейкин, Правдин,Стародум,Софья (греч. «мудрость»)
|
Все любимые (положительные) герои Фонвизина соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
|
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.
|
НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ
ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому изображению жизни.
Многогранность характеров главных персонажей – основное отступление от традиций классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеевна, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.
Каждый персонаж – это не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).
ВОСПИТАТЕЛИ
Еремеевна, Тришка
Нужны автору для большего изобличения крепостного права: у них нет чувства собственного достоинства, нет не только ненависти, но даже протеста по отношению к своим угнетателям. Еремеевна беззаветно предана хозяевам, рабски привязана к ним. Не щадя себя, оберегает Митрофана («Издохну на месте, а дитя не выдам!»). В доме Простаковых – Скотининых она служит более 40 лет, но никогда не получала благодарности за свою верность.
|
|
Пафнутьич Цыфиркин
- учитель математики, бывший солдат
- не любит «праздно жить», привык к труду, однако берётся не за своё дело
- отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». Это вызывает уважение и положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания
Сидорыч Кутейкин
- учитель русского и церковнославянского языков
- не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости», на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами»
- хитёр, жаден, за что в финале наказывается
Вральман
- учитель истории, «по-французски и всем наукам», немец
- оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя,
- по мнению Простаковой, он лучше других учителей (она мало что понимает из слов немца, а это внушает ей уважение, и, главное, он не перетруждает Митрофана),
- то, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей |