Любовная лирика

Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В.; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/д: Легион, 2016

 

17.2. В чём своеобразие любовной лирики Ф.И. Тютчева?

 

            Начните сочинение с чёткого ответа на вопрос. Вспомните, что представление поэта о любви неоднозначно. Для Ф.И. Тютчева любовь, с одной стороны, – это роковой, с другой – это чувство, воскрешающее душу.

            Аргументируйте своё утверждение. Последовательно на примере двух-трёх стихотворений из «денисьевского» цикла прокомментируйте тему трагической любви и мотив рокового поединка между влюблёнными, а также между обществом и героиней.

            В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» любовь показана как трагедия. Чувство ассоциируется у лирического героя со страданием, тоской, душевной болью, слезами. Поэт настойчиво повторяет эпитет «роковой» («роковая страсть», «встреча роковая»). Любовь осмысляется как приговор судьбы:

                        Судьбы ужасным приговором

                        Твоя любовь для ней была.

            В стихотворении важное место занимает противостояние героини и «толпы», которая осуждает отношения героев, врывается в «святилище души» молодой женщины, клеймит её «незаслуженным позором» и обрекает на душевные муки. Чтобы показать, что героиня выносит из этого противостояния и из отношений с возлюбленным, поэт вводит повтор: в стихотворении несколько раз звучит слово «боль»:

                        И что ж от долгого мученья,

                        Как пепл, сберечь ей удалось?

                        Боль злую, боль ожесточенья,

                        Боль без отрады и без слёз!

            Вы можете прокомментировать приём кольцевой композиции, с помощью которого автор подчёркивает мысль об убийственности его чувства и мысль о невозможности выйти из замкнутого круга губительных отношений. Лирический герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за произошедшую «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом своей возлюбленной, слепым орудием судьбы.

            Продолжить рассуждение о любви как о роковом поединке, как о чувстве, губящем человека, вы можете на примере стихотворения «Чему молилась ты с любовью…» или «Предопределение».

            Завершить сочинение можно комментарием по стихотворению «Я встретил вас – и всё былое…» («К.Б.»), в котором любовь характеризуется как чувство, воскрешающее душу лирического героя. Обратите внимание на сравнение пробуждающейся в герое жизни с особым состоянием мира в необычные осенние дни, когда наперекор ходу времени веет весной.

            Вывод должен содержать не общие рассуждения по теме, а чёткие резюмирующие высказывания о том, что Тютчев в своей лирике расширил границы темы любови. Поэт утверждает своей лирикой мысль о том, что любовь – это чувство, которое возрождает душу человека. Но главная особенность в развитии темы любви у Тютчева заключается в том, что поэт показывает любовь как поединок роковой. Именно это усиливает психологическую сторону лирического повествования.



Источник: http://Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кон
Категория: Ф.И. Тютчев | Добавил: филолог (27.03.2017)
Просмотров: 889 | Теги: рекомендации к написанию сочинения, Ф.И. Тютчев, ЕГЭ по литературе, любовная лирика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: