Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, С.А. Леонов и др.; Под ред. Ю.И. Лыссого. – М.: Просвещение, 1997
«Стихотворения г.Ф.Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г.Ф.Т. написал очень немного, но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли, неподдельного чувства. Главное достоинство стихотворений г.Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её, и всё это превосходно отражается в его стихотворениях… Несмотря на заглавие наших статей («Русские второстепенные поэты»), мы решительно относим талант г.Ф.Т-ва к русским первостепенным поэтическим талантам и повторяем здесь только наше сожаление, что он написал слишком мало». Н.А. Некрасов. Русские второстепенные поэты, 1850
«…В наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современников, г.Тютчев, принадлежавший к поколению предыдущему, стоит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко указать на те отдельные качества, которыми превосходят его более даровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хоте несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую, часто сухую и жёсткую страстность Некрасова, на правильную, иногда холодную живопись Майкова; но на одном г.Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нём одном замечается та соразмерность таланта с самим собой, та соответственность его с жизнью автора, – словом, хоть часть того, что в полном развитии своём составляет отличительные признаки великих дарований… Талант его, по самому свойству своему, не обращён к толпе и не от неё ждёт отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г.Тютчева, надо самому читателю быть одарённым некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостию мысли, не остававшейся слишком долго праздной…Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено умереть, а для истинного художника выше подобного сознания награды нет». И.С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева. 1854
«Тютчев принадлежал, бесспорно, к так называемой пушкинской плеяде поэтов. Не потому только, что был им всем почти сверстником по летам, но особенно потому, что на его стихах лежит тот исторический признак, которым отличается и определяется поэзия той эпохи… Стихи Тютчева представляют тот же характер внутренней искренности и необходимости, в котором мы видим исторический признак прежней поэтической эпохи. Вот почему он и должен быть причислен к пушкинскому периоду, хотя, по особенной случайности, его стихи проникли в русскую печать уже тогда, когда почти отзвучали песни Пушкина и прочих наших поэтов, когда время властительства поэзии над умами уже миновало. Десятками лет пережит Тютчев и Пушкина, и весь его поэтический период, но оставался верен себе и своему таланту. Не переставая быть «современнейшим из современников» по своему горячему сочувствию к совершавшейся кругом его жизни, он, среди диссонансов новейшей поэзии, продолжал дарить нас гармонией старинного, но никогда не стареющего поэтического строя. Он был среди нас подобно мастеру какой-либо старой живописной школы, ещё живущей и творящей в его лице, но не допускающей ни повторения, ни подражания». И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874
«Олимпиец» Гёте обнимал своим орлиным взглядом величие и красоту живой вселенной. Он знал, конечно, что этот светлый, дневной мир не есть первоначальное, что под ним скрыто совсем другое и страшное, но он не хотел останавливаться на этой мысли, чтобы не смущать своего олимпийского спокойствия. Но при таком одностороннем взгляде смысл Вселенной не может быть раскрыт во всей своей глубине и полноте. Наш поэт одинаково чуток к обеим сторонам действительности; он никогда не забывает, что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания». В.С. Соловьев. О поэзии Ф.И. Тютчева, 1895
«Страстная любовь к жизни и постоянная тревога, в конечном счёте обусловленная трагическим восприятием реальной действительности, составляет основу мироощущения Тютчева… Тютчев – поэт-мыслитель по преимуществу». Кирилл Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. 1978
«Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лириков, существовавших на земле», с замечательной точностью сказал о поражающем двуединстве, воплотившемся в тютчевском творчестве: Здесь духа мощного господство, Здесь утончённой жизни цвет… Да, каждого, кто войдёт сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное слияние поистине вселенской мощи духа и предельной утончённости души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и определяет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике». Вадим Кожинов. Тютчев. 1988
Задание № 1
Внимательно прочитайте приведённые выше высказывания известных поэтов, критиков и литературоведов о Тютчева-художнике и его поэзии. Вспомните те стихотворения поэта, с которыми вы были знакомы раньше, которые прочитали к изучению темы по рекомендации учителя. Какие из прочитанных отзывов о поэзии Тютчева вам показались особенно близки и почему? Приведите в качестве примеров тютчевские строки.
Задание № 2
Какое представление у вас сложилось по прочтении высказываний о творчестве Тютчева, о личности самого поэта, его духовном мире? Мотивируйте своё мнение, опираясь на известные вам стихотворения.
Задание № 3
В ряде приведённых суждений говорится, что Тютчев и по «историческому» признаку, и по художественному миру принадлежал к поэтам пушкинской плеяды, хотя на несколько десятилетий пережил и самого Пушкина, и его время. Попробуйте обосновать эту точку зрения, подготовив сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Тютчева.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
«У Тютчева… поэзия была той психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет Божий уже в виде поэтического представления. У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая, живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли». И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874 Источник: http://Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. | |
| |
Просмотров: 760 | | |
Всего комментариев: 0 | |