Подготовка к ЕГЭ по литературе

Вариант 1

Он встал и надел свою жилетку и пальто, еще сырые. Нащупав в кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль; потом сел, вынул из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке написал крупно несколько строк. Перечитав их, он задумался, облокотясь на стол. Револьвер и записная книжка лежали тут же, у локтя. Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины, стоявшую тут же на столе. Он долго смотрел на них и наконец свободною правой рукой начал ловить одну муху. Долго истощался он в усилиях, но никак не мог поймать. Наконец, поймав себя на этом интересном занятии, очнулся, вздрогнул, встал и решительно вышел из комнаты. Через минуту он был на улице.

Молочный густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшиеся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст… С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали все его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже кончилась деревянная мостовая. Он уже поравнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка с поджатым хвостом перебежала ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара. Он поглядел на него и пошел далее. Высокая каланча мелькнула ему влево. «Ба! – подумал он, да вот и место, зачем на Петровский? По крайней мере при официальном свидетеле…» Он чуть не усмехнулся этой новой мысли и поворотил в –скую улицу. Тут-то стоял большой дом с каланчой. У запертых ворот дома стоял, прислоняясь к ним плечом, небольшой человечек, закутанный в серое солдатское пальто и в медной ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом, холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова <…>. Оба они, Свиригайлов и Ахиллес, несколько времени, молча, рассматривали один другого.

Ахиллесу наконец показалось непорядком, что человек не пьян, а стоит перед ним в трех шагах, глядит в упор и ничего не говорит.

– А-зе, сто-зе вам и здеся на-а-до? – проговорил он, все еще не шевелясь и не изменяя своего положения.

– Да ничего, брат, здравствуй! – ответил Свидригайлов.

– Здеся не места.

– Я, брат, еду в чужие краи.

– В чужие краи?

– В Америку.

– В Америку?

Свидригайлов вынул револьвер и взвел курок. Ахиллес приподнял брови.

– А-зе, сто-зе, эти сутки (шутки) здеся не места!

– Да почему же бы и не место?

– А потому-зе, сто не места.

– Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку. Он приставил револьвер к своему правому виску.

– А-зе здеся нельзя, здеся не места! – встрепенулся Ахиллес, расширяя все больше и больше зрачки.

Свидригайлов спустил курок.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление наказание».)

 

1. Каким термином обозначается последовательность событий, изображенных в художественном произведении?

Ответ:__________________________

 

2. В эпизоде воспроизведены мысли и чувства героя перед трагической развязкой. Как называется такое изображение душевной жизни человека в литературном произведении?

Ответ: ____________________________

 

3. После написания посмертной записки Свидригайлов начал ловить мух, которые «лепились на нетронутую порцию телятины», но «никак не мог поймать». Как называется такая выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в этом эпизоде?

Ответ: _______________________________

 

4. Во втором абзаце эпизода автор подробно рисует картину города (туман, вода, ярко-желтые домики, холод, сырость и т. п.). Как называется такое описание?

Ответ: _______________________________

 

5. Каким термином обозначается общение персонажей (в данном случае – Свидригайлова и Ахиллеса), представляющее собой обмен репликами.

Ответ: _____________________________________

 

6. Изображая «небольшого человечка, закутанного в серое солдатское пальто и в медной ахиллесовой каске», автор начинает именовать его Ахиллесом. Как называется такой вид тропа, основанный на сближении, сопоставлении понятий, на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности?

Ответ: ________________________________________

 

7. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов и явлений в художественном произведении?

Ответ: _______________________________________________

 

8. Установите соответствие между тремя персонажами романа и их «взаимоотношениями» с Петербургом. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности букв и цифр.

 

А) Мармеладов                     1)имеет свежий, не петербургский цвет лица

Б) Лужин                               2)будет задавлен каретой на улицах Петербурга

В) Свидригайлов                 3)имеет собственную квартиру в Петербурге

                                              4)рассматривает Петербург как место, где можно сделать хорошую карьеру

 

9. На каком художественном приёме строится предложение: «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту»?

Ответ: _____________________________________

 

10. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам романа.

 

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА                          ПЕРСОНАЖИ

 

А) «Возлюби прежде всех самого себя,                     1)Свидригайлов

ибо всё на свете на личном интересе                         2)Порфирий Петрович основано»                                                                                                                       3)Лужин                                                                                                                                                                   4)Раскольников  

Б) «Отчего же не побывать пошляком …

и особенно, если к тому и натуральную

склонность имеешь»

 

В) «Чуть-чуть из колеи выходящие

люди … должны по природе своей

быть непременно преступниками»

 

С1. Какую роль в сцене самоубийства Свидригайлова играет описание утреннего Петербурга?

 

С2. В каких произведениях русских писателей изображены герои, переживающие духовный кризис и в чем произведения перекликаются с романом Ф.М. Достоевского?

 

Вариант 2

… но Раскольников уже выходил на улицу. На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам, злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

Но в ту минуту, как он стоял у перил и все еще бессмысленно и злобно смотрел вслед удалявшейся коляске, потирая спину, вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». Он зажал двугривенный в руку, прошел шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение. Боль от кнута утихла, и Раскольников забыл про удар; одна беспокойная и не совсем ясная мысль занимала его теперь исключительно. Он стоял и смотрел вдаль долго и пристально; это место было ему особенно знакомо. Когда он ходил в университет, то обыкновенно, — чаще всего, возвращаясь домой, — случалось ему, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина... Дивился он каждый раз своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его, не доверяя себе, в будущее. Теперь вдруг резко вспомнил он про эти прежние свои вопросы и недоумения, и показалось ему, что не нечаянно он вспомнил теперь про них. Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же самом месте остановился, как прежде, как будто и действительно вообразил, что может о том же самом мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересоваться, какими интересовался... еще так недавно. Даже чуть не смешно ему стало и в то же время сдавило грудь до боли. Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту.

 

1. Назовите событие, которое предшествовало данному эпизоду и разделило жизнь Раскольникова на «теперь» и «раньше»?

Ответ:___________________________________

 

2. Назовите фамилию героя, к которому Раскольников заходил перед тем, как оказался на Николаевском мосту, потому что думал, что «он всех их добрее», а потом понял, что «ничего мне не надо…, ничьих услуг и участий». Впоследствии именно этого героя он попросит заботиться о Дунечке и матери.

Ответ:_______________________________

 

3. Как называется обобщающая образная мысль, лежащая в основе художественного произведения и выражающая авторское отношение к действительности?

Ответ:________________________________

 

4. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в соотнесении различных явлений, например, «…он как будто ножницами отрезал себя сам от всех…»

Ответ:________________________________

 

5. Как называется выразительная подробность в литературном произведении, которая играет важную роль в раскрытии идеи, характера героя и т.д. , например, «небо было без малейшего облачка», «купол собора», «двугривенный», «купчиха, в головке и козловых башмаках».

Ответ:____________________________________________

 

6. Назовите термин, которым обозначают противопоставление, столкновение жизненных явлений или состояний (необъяснимым холодом веяло… от этой великолепной панорамы», «духом немым и глухим полна была… эта пышная картина»).

Ответ:__________________________________________

 

7. С целью усиления эмоционального напряжения автор использует прием, выражающийся в неоднократном употреблении одних и тех же слов и выражений (…остановился, как и прежде… мыслить теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и картинами интересовался, какими интересовался…). Назовите термин.

Ответ:_______________________________________

 

С1. В эпилоге романа Раскольников тоже находится у реки и смотрит на противоположный берег. Как связаны эти эпизоды.

 

С2. В каких еще произведениях русской литературы появляется образ Петербурга? Есть ли что-то общее в изображении этого города разными авторами?

 

Вариант 3

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь <…> — всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

 

1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят приведенный отрывок?

Ответ: _____________________________________

 

2. Запишите фамилию героя, о котором идет речь.

Ответ: _____________________________________

 

3. Запишите (в именительном падеже) название города, в котором происходит действие.

Ответ: _____________________________________

 

4. Выпишите из третьего абзаца слово, обозначающее болезненно-угнетенное состояние, мнительность (запишите его в именительном падеже).

Ответ: _______________________________________

 

5 Как называется обращенное к себе и произносимое «про себя» высказывание героя, с помощью которого писатели изображают психологический процесс, имитируют «поток сознания» (с таким высказыванием мы сталкиваемся, например, в пятом абзаце)?

Ответ: ___________________________________

 

6. В размышлениях героя автор особо выделяет слово это, на письме отмечая его курсивом: «Разве я способен на это? Разве это серьезно?». Какое слово скрывает от самого себя герой этим местоимением?

Ответ: ____________________________________

 

7. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (с таким кратким, но емким изображением мы сталкиваемся в последнем абзаце)?

Ответ: ________________________________

 

C1 Какую роль в приведенном фрагменте играет время и место действия?

 

C2 В каких еще произведениях русской литературы город, изображенный

у Достоевского, становится не просто фоном событий, а действующим лицом? Как эти произведения перекликаются с «Преступлением и наказанием»?

 

Вариант 4

Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чем дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою статью. Он решился принять вызов.

– Это не совсем так у меня, – начал он просто и скромно. – Впрочем, признаюсь, вы почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... (Ему точно приятно было согласиться, что совершенно верно). Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов ее вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть

законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, (1) ______________ и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано. Что же касается до моего деления людей на обыкновенных и необыкновенных, то я согласен, что оно несколько произвольно, но ведь я же на точных цифрах и не настаиваю. Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление. (Вы припомните, у нас ведь с юридического вопроса началось). Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют, и – vive la guerre eternelle, – до Нового Иерусалима, разумеется!

– Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?

– (2)_________, – твердо отвечал Раскольников; говоря это и в продолжение

всей длинной тирады своей, он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре.

 

1.К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок?

Ответ: ___________________________________________

 

2. Запишите имя и отчество героя, который слушает речь Раскольникова и задает ему потом вопрос.

Ответ: ___________________________________________

 

3. Как называется развернутая речь героя, длинное высказывание, не прерывающееся репликами других персонажей?

Ответ: ________________________________________

 

4 Имя какого известного полководца и государственного деятеля конца 18 – начала 19 века (к его образу неоднократно обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой) завершает список «законодателей и установителей человечества» (см. пропуск №1)? Запишите его в именительном падеже единственного числа.

Ответ: __________________________________________

 

5. Речь Раскольникова строится на словах с противоположным значением: обыкновенный – необыкновенный, настоящее – будущее, благодетель – кровопроливец и т.д. Как называются такие противопоставленные слова?

Ответ: _____________________________ ____________

 

6. Как называется прием сходного расположения элементов речи, который позволяет оратору сделать речь запоминающейся, яркой, убедительной, афористичной (с ним мы сталкиваемся в финале высказывания Раскольникова: «Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели»).

Ответ: ____________________________________

 

7.В ответ на вопрос собеседника Раскольников произнес только одно слово (см. пропуск №2). Какое? Запишите его.

Ответ: ____________________________________

 

C1. Почему, с вашей точки зрения, собеседник Раскольникова засомневался в том, что тот верит в Бога и «Новый Иерусалим» (прекрасный небесный град, который, согласно христианскому учению, сойдет на землю в конце истории)?

 

C2. Какие еще герои русской литературы испытали на себе искушение идеей об «исключительной личности» и в чем состоят их переклички с Раскольниковым?

Категория: Ф.М. Достоевский | Добавил: филолог (29.04.2018)
Просмотров: 3811 | Теги: Преступление и наказание, Достоевский, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: