Иван Алексеевич Бунин (1870 -1953)
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915)
Сюжет и композиция
Экспозиция
Некий господин из Сан-Франциско с женой и дочерью на пароходе «Атлантида» отправляется в Европу. Господин богат, ему пятьдесят восемь лет. Обстоятельно излагается маршрут путешествия – всё учтено, места для случайностей нет.
Завязка и развитие действия
Из-за плохой погоды в Неаполе, куда прибыла семья, план приходится корректировать – господин решает переехать на солнечный остров Капри.
Предвосхищение развязки
Предложением «В день отъезда, – очень памятный для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца» Бунин намекает на развязку сюжета. Он подробно описывает переезд, панораму острова, сообщает детали гостиничного сервиса, описывает костюм господина, предвкушающего обед.
Кульминация
Внешность, нелогичность смерти героя, который был уверен в своём благополучии, подчёркивается наречием «вдруг». Картина агонии героя лишена авторских оценок: «шея его напружинилась, глаза выпучились, песне слетело с носа…Он рванулся вперёд, хотел глотнуть воздуха – и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом – и всё тело, извиваясь, задирая ковёр каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».
Выход за рамки сюжета
Повествование не заканчивается – границы рассказа шире сюжета о господине из Сан-Франциско. Автор описывает панораму Неаполитанского залива, делает зарисовку уличного рынка, показывает колоритные образы лодочника Лоренцо, двух торговцев, даёт обобщающую лирическую характеристику «радостной, прекрасной, солнечной» страны. История господина из Сан-Франциско оказывается фрагментов неостановимого течения жизни.
Финал
Всё та же «Атлантида» в тёмном трюме везёт тело господина из Сан-Франциско обратно. На палубах продолжается жизнь: так же все завтракают и обедают, всё так же страшен волнующийся океан. Со скал Гибралтара за пароходом наблюдает Дьявол. Зеркальная композиция – композиционный повтор описания «Атлантиды» в начале и в финале – придаёт рассказу соразмерность и завершённость, увеличивает размеры созданной картины.
Хронотоп
Особенности жанра
Новелла. Поворотный пункт сюжета заставляет переосмыслить содержание произведения, переводя его из плана быта в план бытия. Таким поворотным пунктом в новелле «Господин из Сан-Франциско» является внезапная смерть героя.
Особенности художественного метода
Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А. Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013 | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 5285 | | |
Всего комментариев: 0 | |