Ф.Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 7 класса. – Москва, «Русское слово», 2016
Урок 1. Краткие сведения об И.А. Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер…»
- Запишите имя русского художника – автора картины «Весна. Большая вода», созвучной по настроению и идее стихотворению И.А. Бунина.
__________________________________________________________
- Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник (Апрель)». Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы? ____________________________________________________________________ ______________________________
- Какие образы возникают в стихотворении? Подчеркните эпитеты, определите их художественную функцию. ___________________________________________ ____________________________________________________
- С чем связана антитеза «свет – тьма» в стихотворении Бунина? ___________________________________________________________________ ________________________________
- Какие звуки переданы в стихотворении? Выпишите фразы, воссоздающие звуковую картину изображённого. _____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________
- Какой смысл приобретает понятие «тишина» в художественном мире И.А. Бунина?
_____________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из стихотворения наиболее яркие метафоры и олицетворения, воссоздающие картину весеннего пробуждения природы. _______________________________________________________________________________________________________________
- Какова художественная идея стихотворения? ____________________________ _____________________________________________________ _________________________________________________________
Урок 2. «Кукушка»
- Прочитайте выразительно рассказ от начала до слов «…двух детёнышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. Какая картина возникает в вашем воображении? ___________________________________________________ ________________________________________________________
- Запишите имя русского художника – автора картины «Мужичок из робких». Какие четы героя картины роднят его с Кукушкой? _______________________________ _______________________________________________________
- Прочитайте выразительно фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчёркнуто в описании? _____________________________________________________ ___________________________________________________________ _____________________________________________
- Запишите символическое значение понятия «Дом». ________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему Кукушка замёрз около леса? _____________________________________ _______________________________________________________
Вопросы и задания для самоконтроля
- Какое выразительное средство речи использовано в данном предложении? «Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего». ___________________________ ______________________________________________________
- Как называется в литературоведении приём повествования, с помощью которого изображается картина (интерьер)? Приведите пример из рассказа «Кукушка».
__________________________________________________________ ____________________________________________________________
- Придумайте предложения, используя данные словосочетания: «уголь, как закрывающийся глаз»; «ветер шарил по крыше»; «день теплел и веселел»; «снег насытился водою». Какие художественно-выразительные средства в них используются? _____________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________
Источник: http://Ф.Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 7 класса. – Москва, «Русское слово», 2016 |