Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891)
Роман «Обломов» (1858)
История создания
- Замысел произведения относится к 1848 году. После публикации первого романа Гончарова «Обыкновенная история» В.Г. Белинский отметил неубедительность его финала: «Автор имел бы право скорее заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге и выгодно жениться». Гончаров задумывает роман с «подсказанным» развитием сюжета.
- В марте 1849 года в «Литературном сборнике с иллюстрациями» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» была напечатана глава «Сон Обломова».
- В 1850 году написана первая часть «Обломова», в течение двух лет работает над продолжением романа, но работа идёт очень медленно.
- В октябре 1852 года работа прерывается: Гончаров отправляется в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» в должности секретаря при адмирале Е.В.Путятине.
- В июне 1857 года в Мариенбаде Гончаровым написаны в «течение семи недель почти все три последние части «Обломова», кроме трёх или четырёх глав». По словам самого писателя, к этому времени роман полностью «сложился в голове, … и оставалось только перенести его на бумагу».
- В осени 1858 года работа над рукописью романа завершается. Готовя произведение к публикации, писатель совершает огромную работу по совершенствованию текста.
- Полностью роман «Обломов» был опубликован в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки».
Сюжет и композиция
Часть первая
|
Часть вторая, часть третья
|
Часть четвёртая
|
Экспозиция (до 4 главы второй части)
|
Основное действие (история любви Обломова и Ольги Ильинской)
|
Эпилог
|
- В первой части показан один день из жизни Обломова, действие происходит в его кабинете. Глава I содержит описание внешности героя, его привычек, образа жизни, отношений со слугой Захаром.
- Во II – IV главах к Обломову один за другим приходят знакомые – Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев. Каждый из гостей представляет собой альтернативу образу жизни Обломова, но деятельность их оценивается героем критически. Знакомые пытаются вытянуть Илью Ильича в Петергоф на гуляния в честь первого мая. Обломов же пытается поделиться с ними своими проблемами: во-первых, он вынужден искать другую квартиру, во-вторых, староста в письме сообщает, что дела в имении Обломова идут плохо, и поэтому он будет высылать меньше денег. Илья Ильич надеется на помощь своего друга Андрея Штольца.
- V – VI главы содержат биографические экскурсы – рассказ о неудачной попытке героя начать карьеру чиновника и рассказ об учёбе героя в Москве
- Главы VII – X посвящены слуге Обломова Захару
- Важное место в структуре романа занимает глава IX первой части – «Сон Обломова». Герою снится родное поместье Обломовка, «благословенный уголок земли». «Сон Обломова» сам писатель назвал «увертюрой ко всему роману».
- Просыпается Обломов от смеха своего друга Андрея Штольца, приездом которого и заканчивается первая часть.
- В главах I – II второй части ретроспективно показаны детство и отрочество Андрея Штольца
- В IV главе герои спорят о смысле жизни. Каждый из них отстаивает свои жизненные принципы, свои идеалы: Обломов мечтает о семейной идиллии в барской усадьбе, для Штольца же смысл жизни в труде. Этой главой заканчивается экспозиция и начинается основное действие романа
- Деятельный Штольц поражён ленью и апатией Обломова, он старается вернуть его к активной жизни, «теперь или никогда!». Обломов начинает выезжать, читает, пишет, собирается за границу. Лето Обломов проводит на даче, расположенной по соседству с дачей Ильинских, с которыми его знакомит Штольц. Дочь Ильинских Ольга производит на Обломова сильное впечатление, Ольга в свою очередь хочет его «спасти», «поднять» и «переделать». Обломов влюбляется в неё, Ольга отвечает ему взаимностью. Обломов просит руки Ольги и получает согласие.
- В третьей части Обломов занят приготовлениями к свадьбе. Под влиянием Ольги Илья Ильич становится деятельным человеком, меняет свой образ жизни: переезжает на другую квартиру, посылает поверенного в деревню, чтобы привести в порядок имение.
- С наступлением осени энергия Обломова идёт на спад: его беспокоят толки о предстоящей свадьбе, отсутствие благоприятных вестей из деревни.
- В Петербурге Обломов реже видится с Ольгой (для него плохая погода и разведённые мосты – непреодолимое препятствие). Любовь с наступлением осени остывает. Под предлогом болезни Обломов не видится с Ольгой, и тогда она, обеспокоенная, сама приезжает к нему на квартиру. Приезд Ольги пугает Обломова – вместо радости он тревожится о слухах, которые может вызвать приезд девушки. Параллельно с угасанием любви к Ольге в Обломове рождается чувство к хозяйке квартиры Агафье Пшеницыной, хозяйственной и скромной вдове, которая окружает Обломова заботой. Неприятные известия из деревни заставляют Илью Ильича отложить свадьбу «года на два», пока дела его «придут в порядок и появятся необходимые средства». Ольга, понимая, что все её усилия «возродить» Обломова напрасны, расторгает помолвку. От душевного потрясения Обломов заболевает «нервною горячкою».
- В четвёртой части показана дальнейшая судьба героев. Обломов нашёл свой идеал семейной жизни в браке с Пшеницыной, у него рождается сын, которого он называет в честь друга Андреем. Герой полностью возвращается к прежнему образу жизни, «обломовщина» («атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество») поглотила его.
- Умирает Илья Ильич от апоплексического удара. Ольга Ильинская выходит замуж за Штольца. После смерти Обломова Штольцы берут на себя заботы об образовании и воспитании его сына.
- Захар, верный слуга Обломова, после смерти хозяина оказывается на паперти.
Структурообразующее начало всех романов Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»)
Сопоставление и противопоставление двух типов героев:
Личность, склонная к творческому, но идеализированному восприятию мира, стремящаяся к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский)
|
↔
|
Герой-практик как воплощение «трезвого, делового, нужного» (Пётр Адуев, Штольц, Тушин)
|
Два сюжетных узла романа
История отношений Обломова и Ольги
|
История отношений Обломова и Пшеницыной
|
«Сон Обломова»
- «Сон Обломова» – композиционный центр произведения.
- Единственная глава, имеющая название; занимает обособленное положение по отношению к основному сюжету романа.
- Пародийно-ироническая идиллия «золотого века», того образа жизни, который сформировал характер Обломова.
Обломовка
- Обломовка – благословенный, тихий и счастливый край. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».
- Обломовка изолирована от мира – она расположена далеко и от столичных, и от губернских городов, для её жителей «ближайшая пристань Волги всё равно, что Колхида или Геркулесовы Столпы».
- Любое проникновение внешней жизни вызывает страх, отторгается: письмо, пришедшее в Обломовку, четыре дня не открывается, мужик в канаве принимается за «странного змея или оборотня».
- Интересы семьи Обломовых сосредоточены на домашних заботах и еде. После обеда вся деревня погружается в сон: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Всё мертво, только из всех углов несётся разнообразное храпенье на все тоны и лады».
- Родители Обломова проводят время в праздности: отец «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». При этом за хозяйством никто не следит, управляющий ворует, Обломова-ребёнка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость из опасений за его здоровье. Илья растёт «лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к труду и крепостным.
Тематика и проблематика
Основная тема – «обломовщина»
«Обломовщина» – социальное явление в среде русского дворянства, синтез распада патриархально-крепостнического уклада жизни дореформенной России.
Суть «обломовщины» – инертность, апатия, косность: «воплощение сна, застоя, неподвижной, мёртвой жизни».
«Обломовщина» – противоречивое явление, оно допускает различные трактовки, имеет разнообразные проявления
Воссоздание типов и характеров русской действительности
Тип крепостного слуги (Захар), тип предпринимателя (Штольц), тип светского франта (Волков), тип преуспевающего чиновника (Судьбинский), тип модного литератора (Пенкин).
Яркие женские характеры (Ольга Ильинская, Агафья Пшеницына)
Проблема героя времени
Одна из главных проблем в романе реализована в противопоставлении Обломова (тип «лишнего человека») и Штольца (тип «деятеля»)
Проблема национального характера
Разрабатывается в образах практически всех героев романа (Ольга и Агафья Матвеевна, Захар и Анисья). Наиболее остро заявлена в противопоставлении Обломова, имеющие русские корни, и Штольца, немца по происхождению. Поэтому черты характера Обломова приобретают общенациональное значение
Нравственно-философские проблемы
Проблемы действия и бездействия, смысла жизни, любви, счастья имеют универсальный характер, выводят идейное содержание романа за национальные рамки
Жанр романа
Социально-бытовой
|
Философский
|
Психологический
|
Гончаров исследует социальные корни «обломовщины» на фоне картин провинциальной и петербургской жизни
|
Гончаров исследует глубинные законы жизни, осмысляет общечеловеческие проблемы действия и бездействия, любви, счастья
|
Гончаров раскрывает внутренний мир своих героев
|
Главные герои
Оппозиция персонажей
|
Обломов
|
Штольц
|
Итоговый, исторически уходящий тип носителя русской культуры
|
Новый положительный тип русского прогрессивного деятеля
|
Илья Ильич Обломов
Значение имени
Фамилия героя семантически связана с глаголами «ломиться», «обламываться» и ассоциируется со словом «обломок». Обломов сломлен жизнью, все попытки воскресить его оканчиваются крахом.
Возможна также связь со словом «облый» – «округлый», «округловатый» (это значение зафиксировано в словаре В.И. Даля). Имя героя – Илья Ильич – замыкается на себе, способ существования предков Обломова находит в нём конечное завершение.
Источники образа
Образ Ильи Обломова соотносится с образом богатыря Ильи Муромца, героя киевского цикла русских былин, который до тридцати трёх лет не мог двигаться. Но, в отличие от фольклорного героя, получившего исцеление от старцев и совершившего впоследствии множество подвигов, воскрешение Обломова оказывается невозможным.
Литературные источники образа – гоголевские герои (Подколесин, Тентетников, Манилов, старосветские помещики) и герои более ранних произведений самого Гончарова (Егор Адуев, Александр Адуев).
Реальным прототипом образа Обломова считают самого И.А. Гончарова.
Портрет
Внешность героя производит двойственное впечатление: «приятная наружность», однако с «отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; грация и мягкость движений, однако тело его казалось «слишком изнеженным для мужчины». Мягкость «была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души».
Внешность героя носит отпечаток его образа жизни – Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги», «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», на него нападает нервический страх.
При описании внешности и образа жизни героя используются детали: удобный широкий халат и диван, на котором герой проводит большую часть времени (символы лени). Комната Обломова поражает запущенностью: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала … могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память».
«Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».
Происхождение, биография
Обломов – дворянин 32 – 33 лет, имеет чин коллежского секретаря. К началу действия романа он «безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге», куда он приехал из Обломовки – родового имения, расположенного в глухой провинции, «чуть не в Азии». По приезде в Петербург Обломов «был полон разных стремлений, всё на чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя».
В детстве Обломов учился кое-как, в учёбе видел «наказание, ниспосланной небом за наши грехи». Имея способности, не обладал волей, поэтому быстро бросал начатую работу. Служба также не удалась, так как Обломов не видел в ней смысла и робел перед начальством. После допущенной оплошности (Обломов по ошибке отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск) он подал в отставку. Не испытал Обломов и настоящей любви, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты».
В итоге жизнь Обломова свелась «к еде, сну, лежанию на диване и ссорам со слугой Захаром». Всё свободное время Обломов обдумывает разнообразные планы по устройству имения, которым не суждено реализоваться. Таков герой в начале романа.
Неоднозначность образа
Обломов от природы наблюдателей, он способен к глубокому проникновению в суть вещей. Его бездеятельность является по сути протестом против бессмысленной деятельности людей его круга. Обломов критикует погоню за чинами, лицемерие, суету, лживость, зависть, лежащие в основе такой деятельности. В споре со Штольцем Обломов говорит: «Я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…», однако идеал семейной жизни, который Обломов рисует в противопоставление «ненормальной жизни», оказывается всё той же обломовщиной.
Андрей Иванович Штольц
Портрет
Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет… есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».
Происхождение, воспитание
Отец Штольца – немец, в юности приехавший в Россию из Саксонии. Это педантичный, суровый, грубоватый человек, привыкший сам пробивать себе дорогу в жизни. Отец воспитывал сына в строгости, стараясь развить в нём самостоятельность, исполнительность. Мать Штольца – русская, это поэтическая, сентиментальная натура: «Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю…». От матери Андрей наследует язык и веру.
По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны сочетаться лучшие качества его родителей: трезвость, расчётливость, деловитость, знание людей, с одной стороны, и душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, поэтичность – с другой.
Деятельность
Штольц – антипод Обломова. Он всего в жизни привык добиваться сам. Для Штольца труд, к которому Обломов чувствует отвращение, – «образ, содержание, стихия и цель жизни». «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. От участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его… он ездит и в свет и читает: когда он успевает – Бог весть».
Неудачность образа
Наименее живой образ в романе: в нём чувствуется «сконструированность и функциональность». Сам Гончаров был недоволен образом Штольца, считал, что он «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резко отзывался об образе Штольца и А.П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину от сочинён, на три четверти ходулен».
Женские образы
Два идеала женской любви в романе
Ольга Ильинская Агафья Пшеницына
Любовь-долг ↔ Любовь-обожание
В потрете Ольги подчёркивается гармоничность её натуры, душевная глубина и артистичность: «если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». «Кто ни встречал её, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». У Ольги «губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что-нибудь мысли», «над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». «То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо-голубых глаз».
|
Во внешности Пшеницыной отсутствует аристократическая утончённость, в ней подчёркивается бесхитростность, простота и здоровье. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки… Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».
«Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объём бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст её, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая её скромности».
|
Ольга – поэтическая натура, она музыкальна, любит природу. Исполнение арии из оперы Беллини «Норма» пробуждает чувства Обломова, становится символом их возвышенной любви
|
Пшеницына всецело поглощена заботами о хозяйстве. Она сразу вызывает у Обломова интерес и симпатию – его привлекают круглые белые локти Пшеницыной
|
Ольга одарена пытливым умом – она расспрашивает Штольца и Обломова о различных явлениях, просит порекомендовать книги. Обломов вынужден ночами читать, чтобы ответить на её вопросы. Самолюбивая, гордая, властная, она уверена, что сможет изменить Обломова. Ольга сильнее Обломова, который не проходит испытание её любовью, но она оказывается и глубже Штольца: в браке с ним она испытывает неудовлетворённость и жажду настоящей деятельности
|
Пшеницына умственно неразвита, её интересы ограничены домашним хозяйством. Она скромна, неразговорчива. «На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной, известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». «Усмешка у ней была больше принятая форма, которою прикрывалось незнание, что в том или другом случае надо сказать или сделать».
|
Любовь Ольги требовательна, героиня убеждена, что она должна заставить Обломова жить по-другому, привить ему любовь к труду, к работе над собой. Она требует от Обломова соответствия своему идеалу мужчины и, когда понимает, что изменить Обломова ей не удастся, бросает его
|
Пшеницына любит Обломова, не требуя ничего взамен. «Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать её, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь её законам». Она «полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку».
|
Для обеих героинь любовь к Обломову означает пробуждение и расцвет личности, однако характер этой любви и её итоги различны.
|
Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013 |