Базаров и "лишние люди"

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

 

Базаров и «лишние люди»

 

            Фигуры «лишнего человека» (выражение «лишние люди» впервые употребил именно Тургенев) и «герои времени» в русской литературе более или менее тождественны и характеризуются вполне определённым набором сюжетных функций, деталей поведения, сопутствующих мотивов. Изображая Базарова, Тургенев следует этой литературной традиции, отсюда формальное сходство образа Базарова с образами «лишних людей». Содержательное сходство Базарова с «лишними людьми» обнаруживается при анализе его социальных и психологических конфликтов в романе.

            Традиционная идейно-композиционная роль. Базаров – новый человек приезжает в косную, консервативную среду, сталкивается с ретроградами, стреляется на дуэли, терпит неудачу в любви (смотри об этом статью Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous»), чувствует отчуждение от социума, одиночество, задумывается о смерти, умирает случайной смертью в молодом возрасте (эти компоненты сюжета полностью или частично представлены в таких произведениях, как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Рудин»).

            Характерная социально-психологическая ситуация: «жизнь… без смысла, силы без применения…» (В.Г. Белинский).

            Бесплодность прожитой жизни подчёркивается контрастом честолюбивых претензий Базарова («лекарский сын» и дьячковский внук – «как Сперанский») с его бесславным концом: герой семейного романа умирает во цвете лет, без семьи, без потомства.

            «Гордость почти сатанинская» (Павел Петрович о Базарове)

            «Неподражательная странность и резкий, охлаждённый ум» Онегина и трезвое отчаяние и парадоксализм Печорина – варианты базаровского нигилизма в другой исторической обстановке. Афоризмы наподобие: «Какую клевету ни взведи на человека, он в сущности заслуживает в двадцать раз хуже того», – вполне могли бы принадлежать Печорину. Ещё одна сторона базаровского нигилизма – «гордость почти сатанинская» (оценка Павла Петровича), выражаемая в «сверхчеловеческих» претензиях, очевидным образом предвосхищающих «теорию» Раскольникова.

            Истоки мотива «гордости сатанинской» – в образах демонических героев эпохи романтизма, черты которых есть у некоторых «лишних людей» русской литературы (пример – Печорин).

            Базаров и Печорин. Д.И. Писарев сопоставляет с Печориным и Базарова, и Павла Петровича. Получается интересное соотношение: с одной стороны, Павел Петрович – состарившийся Печорин (реально по возрасту так и получается), с другой – они с Базаровым сделаны «из одного материала». Но это означает, что Базаров и Печорин тоже сделаны из одного материала. В каком-то смысле Базаров – это Печорин сегодня, то есть герой времени (а уж это определённо входило в задачу Тургенева – показать нового героя времени, хоть и «столкнув» его с традиционными ценностями).

            Герой и друг. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой и его друг Ленский противопоставлены по ряду признаков, один из которых – «простота – сложность». В этой паре человеком более сложным и незаурядным оказывается не поэт Ленский (стихи которого большей частью являются подражательными), а именно Онегин, с его «неподражательной странностью». Например, в разговоре-споре о сёстрах Лариных Онегин демонстрирует более тонкое психологическое чутьё, чем записной поэт Ленский («я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт»). Базаров тоже показан в сопровождении более молодого, наивного и простодушного друга, к которому он относится, как Онегин к Ленскому, снисходительно-покровительственно. Для сравнения:

                        Он мыслил: глупо мне мешать

                        Его минутному блаженству.

                        Пускай покамест он живёт

                        Да верит мира совершенству. (Онегин о Ленском)

«Ах, да! птенец этот! Нет, ты его не трогай. Он теперь в галки попал». (Базаров об Аркадии)

            В обеих ситуациях главный герой, наделённый более сильным характером, впоследствии оказывается не у дел в соответствии со своей ролью «лишнего человека».

            По критерию «простота – сложность» противопоставлены также Обломов и Штольц. Если отвлечься от определённого сходства Обломова с Кирсановыми, то мы видим, что структура антитезы «главный герой – друг» в романах Гончарова и Тургенева сходная: Штольц, как Аркадий, человек более простой, меньше думающий, чем Обломов и Базаров. Соответственно, их судьбы складываются более счастливо, чем судьбы главных героев.

            Ещё один вариант антитезы «герой и друг» – «герой и эпигон, бестолковый подражатель». Для Чацкого это Репетилов (член «секретнейшего союза»), для Печорина – Грушницкий (романтическая поза), для Базарова – Ситников («молодой прогрессист»). Персонажи типа Репетилова, Грушницкого, Ситникова имеют двоякую функцию: с одной стороны, при сопоставлении с ними подчёркивается значительность главного героя, с другой – напротив, заложена возможность пародийного, критического восприятия главного героя (недаром о Ситникове говорится, что пошлость «ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные и самозабывчивые чувства, напоминая им своё близкое родство с ними»).

            Любовные коллизии. Базаров разделяет судьбу «лишних людей» и в любовной коллизии (Татьяна выходит замуж за нелюбимого, но заслуженного офицера, Одинцова – за нелюбимого и подающего надежды чиновника, «молодого, доброго и холодного, как лёд»).

            Второстепенные любовные коллизии романа изобилуют отсылками к традиционным литературным клише, связанным с изображением «лишнего человека»: ухаживая за простой девушкой, Фенечкой, Базаров поздравляет себя «с форменным поступлением в селадоны»; Фенечка жалуется Дуняше на Павла Петровича («Так тебя холодом и обдаст»), а та в ответ ей вздыхает, думая о другом «бесчувственном» человеке: Базаров, сам того не подозревая, сделался «жестоким тираном её души».

            Можно сказать, что Тургенев, изображая Базарова, ориентируется на традиционные образы «лишних людей» не только потому, что Базаров имеет сходный внутренний конфликт, но и потому, что все сколько-нибудь значительные герои русских романов были как раз «лишними людьми»: это типичная роль «героя времени» в русской литературе. С другой стороны, важно отметить пародийный элемент в воспроизведении этой традиции Тургеневым.

 



Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 19
Категория: И.С. Тургенев | Добавил: филолог (22.07.2018)
Просмотров: 3461 | Теги: Базаров, лишний человек, Тургенев, Отцы и дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: