Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Краткие сведения об И.С. Тургеневе
1.Составьте план рассказа об И.С. Тургеневе, используя материалы статьи учебника и сведения, полученные в ходе изучения жизни и творчества автора в 5 – 7 классах. __________________________________________________________
2.Запишите названия произведений И.С. Тургенева, изученные вами в 5 – 7 классах и прочитанные самостоятельно. Коротко сформулируйте художественную идею одного из них. __________________________________________________________
3.Запишите план сообщения на тему «И.С. Тургенев о русском языке». __________________________________________________________
4.Запишите ответ на вопрос: «Какие события жизни И.С. Тургенева оказали влияние на замысел повести «Ася»?» __________________________________________________________
И.С. Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести.
1.От чьего лица ведётся повествование в произведении? Какой смысл привносит этот приём в художественное произведение? ________________________________________________________
2.Назовите известные вам произведения, где использован сходный приём. ________________________________________________________
3.Какой смысл приобретает цитирование в начале повести строчек поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»? ________________________________________________________
4.Выпишите из текста фразы, характеризующие господина Н.Н. Составьте устный рассказ о герое. ________________________________________________________
5.Выпишите цитаты, позволяющие составить представление о Гагине. Составьте краткий рассказ о герое. ________________________________________________________
6.Прочитайте выразительно фрагмент повести от слов «…он надел круглую шляпу…» до слов «…мы вернулись домой». Что объединяет Гагина и господина Н.Н.? _________________________________________________________
7.Выпишите из отрывка слова и словосочетания, воссоздающие образ Германии, от слов «Городок этот мне понравился…» до слов «…флейта свистала бойко». Составьте устный рассказ о Германии в изображении И.С. Тургенева.
8.Повесть выстраивается на сопоставлениях как с русской, так и с немецкой литературными традициями. Запишите комментарии имён и образов.
Гретхен __________________________________________________ «Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами…» _____________________________________
Композиция повести. Образ Аси.
1.Озаглавьте части повести, соответствующие указанным в таблице номерам глав. Укажите элементы фабулы.
2.Выпишите из 2 главы повести цитаты, воссоздающие портрет Аси. ______________________________________________________________
3.Характер героини соткан из противоречий и крайностей. В поведении героини присутствуют некие элементы театральности. В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению. Какие роли играет Ася? Что влияет на её поведение? Заполните вторую часть таблицы цитатами по образцу.
4. «Что за хамелеон эта девушка!» – невольно восклицает герой. Какой смысл приобретает слово «хамелеон»? _______________________________________________________________
5.Что является причиной противоположных настроений Аси? ________________________________________________________________
6.Отдаёт ли себе отчёт господин Н.Н. в своём чувстве к Асе? Какие чувства испытал господин Н.Н., узнав о судьбе Аси? Прочитайте фрагмент от слов «Вид был, точно, чудесный…» до слов «её душа мне нравилась». Выпишите ключевые слова, характеризующие Асю. _____________________________________________________________
7.Первый серьёзный разговор Аси и Н.Н., представляющий собой завязку, впервые открывает внутреннюю общность и различия героев. К чему стремится Ася? Как характеризует господина Н.Н. его замечание: «Попытайтесь»?
8.Сцена объяснения, в которой в последний раз встречается героиня повести, протекает с драматической быстротой и окончательно проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев, составляет отличительную черту повести «Ася». Какие слова, сказанные во время объяснения Н.Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Выпишите из главы 16 слова и словосочетания – внешние свидетельства эмоций. Одинаковые ли чувства испытывают герои? __________________________________________________________
9.Выпишите из текста слова и фразы, в которых звучит мотив смерти. Почему мотив смерти сопровождает образ героини? __________________________________________________________
10.Почему в повести отсутствует развязка? Выпишите из текста цитату – ответ на вопрос. __________________________________________________________
Образ природы. Тема рока в повести. Подготовка к сочинению
1.Выпишите из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив вторую часть таблицы. Составьте комментарии эпизодов и запишите их в третью часть таблицы по образцу.
2.Какая тема звучит в легенде о Лорелее? Как образ Лорелеи соотнесён с образом Аси? _________________________________________________________________
3.Прочитайте фрагмент 4 главы от слов «Помнится, я шёл домой…» до слов «…досада меня разбирала». Какие мотивы звучат в этом описании? _____________________________________________________________
4.Уже до свидания Аси и Н.Н. трагичный конец был предрешён. Гагин замечает: «До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она полюбит». «Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит непременно». Сама Ася говорит герою: «Умереть лучше, чем жить так». С самого начала и до эпилога через текст проходят метафорические пророчества грядущей трагедии. Выпишите из текста цитаты, содержащие предзнаменования грядущих печальных событий.
5.Какое символическое значение приобретает образ каменного креста? ______________________________________________________________
6.Какова художественная идея повести? ______________________________________________________________
Анализ письменных работ учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется высокая идея художественного произведения, определяющая стиль и эмоциональную выразительность текста? ________________________________________________________________
2.Назовите предметы, действия, условно обозначающие какое-либо понятие, идею в повести «Ася». Укажите название литературоведческого термина. _______________________________________________________________
3.Назовите образно-выразительное средство в примере «Ветер упал, точно крылья сложил». _______________________________________________________________
4.Какие правила, принципы литературного творчества находят отражение в повести? Укажите название литературоведческого термина. _______________________________________________________________
Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8329 | | |
Всего комментариев: 0 | |