За ужином разговаривали мало. Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много. Николай Петрович рассказывал разные случаи из своей, как он выражался фермерской жизни, толковал о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, о депутатах, о необходимости заводить машины и т.д. Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой (он никогда не ужинал), изредка отхлебывая из рюмки, наполненной красным вином, и еще реже произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм!». Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино. Прокофьич не спускал с него глаз и только губами пожевывал. После ужина все тотчас разошлись. — А чудаковат у тебя дядя, — говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. — Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! — Да ведь ты не знаешь, — ответил Аркадий, — ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам. — Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно? — Пожалуй; только он, право, хороший человек. — Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк. — Отец у меня золотой человек. — Заметил ли ты, что он робеет? Аркадий качнул головою, как будто он сам не робел. — Удивительное дело, — продолжал Базаров, — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну, равновесие и нарушено. Однако прощай! В моей комнате английский рукомойник, а дверь не запирается. Все-таки это поощрять надо — английские рукомойники, то есть прогресс! Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постеле, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки. Аркадий вспомнил Егоровну, и вздохнул, и пожелал ей царствия небесного... О себе он не молился. И он и Базаров заснули скоро, но другие лица в доме долго еще не спали. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы. Брат его сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь. Павел Петрович не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
1.Укажите название литературного направления, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX века и ярким образцом которого является роман «Отцы и дети». Ответ: ________________________________________
2.Назовите фамилию «отцов», в имении которых гостит Базаров. Ответ: ________________________________________
3.Позиция Базарова по отношению к «стареньким романтикам» отражает определённую систему материалистических взглядов, исповедуемых «новыми людьми». Как она называлась? Ответ: __________________________________________
4.Передавая разговор Аркадия и Базарова после ужина, автор прибегает к форме художественной речи, в основе которой – чередование реплик персонажей, обращающихся друг к другу. Укажите соответствующий термин. Ответ: ______________________________________
5.В разговоре с Аркадием Базаров касается внешности Павла Петровича. Как называется средство характеристики образа, строящееся на описании его внешнего облика? Ответ: ____________________________________
6.С самого начала романа намечается противостояние Базарова и «отцов». Как называется острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет произведения? Ответ: _____________________________________
7.За внешними проявлениями героев проглядывает их внутреннее состояние («с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось»; «он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя…»). Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении? Ответ: ________________________________________
8.Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их качествами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ А) Евгений Базаров 1) теплота и забота Б) Аркадий Кирсанов 2) сословное высокомерие В) Павел Кирсанов 3) открытость и восторженность 4) грубость и резкость в оценках Ответ:
С1.Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?
С2. Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их позиция созвучна проблематике тургеневского романа? | |||||||
| |||||||
Просмотров: 1719 | | |
Всего комментариев: 0 | |