Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999
Общая характеристика поэтики Тургенева (тезисы)
- Тургенев часто изображает переломные этапы жизни общества, раньше других писателей умеет увидеть новые социальные тенденции, воссоздать типические социально-психологические черты героя своего времени.
- Сюжетные коллизии произведений Тургенева просты, манера повествования лаконична. Иногда сюжет замедляется вставными новеллами (в том числе, больше значение имеют экскурсы в прошлое героев).
- Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Помимо основных композиционных функций пейзажа, для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею, умение «сочувствовать» ей – самостоятельная ценность в поэтическом мире Тургенева.
- В большинстве романов Тургенева нет фигуры рассказчика. Повествователь не индивидуализирован и внесюжетен, он никак не мотивирует свою осведомлённость о судьбах героев, обращается прямо к читателю (чаще всего при переходе от изображаемого события к характеристикам героя). Одна иногда от имени автора героям даются лаконичные и выразительные характеристики.
- Можно сравнить манеру Толстого и Достоевского, с одной стороны, с манерой Гончарова и Тургенева – с другой. У Толстого и Достоевского – поиск истины, у Тургенева и Гончарова – поиск гармонии. Толстой и Достоевский представляют в романе свою идеологию, Тургенев и Гончаров – скорее действительность, факты, «жизнь как она есть». У Толстого и Достоевского – поэзия противоречий, интеллектуально-философская проза, в которой изображаются представления писателя о мире, эстетика диссонанса, дисгармоничности, сильная тяга преодолеть все противоречия и найти образ Бога, гармонии, совершенного человека. Тургенев и Гончаров понимают, что этот идеал недостижим, не заостряют заведомо неразрешимых противоречий, а пытаются эстетически примирить их, избегая крайностей.
- Отсюда – почтительная дистанция между автором и героем (нельзя человека узнать до конца, всегда видна лишь вершина айсберга). Большинство авторских оценок – неявные, завуалированные, непрямые. «Тайный психологизм» Тургенева связан с исключительной ролью диалогов и внешних описаний, по сравнению с внутренними монологами и авторской характеристикой того, что происходит в душе героя. Весьма значима деталь, нагруженная психологическим содержанием. Участие героя в сюжете также служит средством его характеристики. В самом деле, события, происходящие с героем, более значимы для его характеристики в романах Тургенева, чем в психологических романа, например, Лермонтова или Достоевского. Печорина или Раскольникова, по замыслу авторов, едва ли не в большей степени характеризуют созданные ими тексты или внутренние монологи, чем совершенные ими убийства. Для сравнения можно сказать, что Пушкину свойствен в этом смысле «тургеневский» (более гуманистический, по сути) взгляд на человека: дуэль и смерть Ленского в романе «Евгений Онегин» – переломное, кульминационное событие.
Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 19 |