Психологизм Тургенева

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

 

Психологизм Тургенева

 

            Тургенев – сторонник скрытого психологизма. В отличие от Толстого он полагал, что автор не должен глубоко «врываться» в сознание героя. Внутренний психологический процесс героя надо изображать не прямо, с помощью внутреннего монолога (как это обычно бывает у Толстого) и не с помощью монолога-исповеди (как у Достоевского), а косвенно, через внешние проявления. Психологические конфликты в сюжете романа назревают подспудно, сначала выражаются в незначительных деталях поведения героев, потом выходят на первый план.

            Примером может служить конфликт Базарова с Павлом Петровичем. Сначала мы видим, что отец и сын Кирсановы едут домой в одной коляске, а Базаров отдельно в тарантасе; Павел Петрович поджидает их дома. Такое «расположение» героев уже предвещает «расстановку сил» в конфликте: между отцом и сыном Кирсановыми нет антагонизма, а Базаров и Павел Петрович – «одинокие» люди, связанные между собой враждой. Таким образом, здесь можно говорить о символической детали.

            Далее, в имении Кирсановых, между Базаровым и Павлом Петровичем происходит долгая словесная «дуэль». Спустя какое-то время их вражда усиливается, потому что к идеологическим разногласиям примешивается и частный конфликт, связанный с Фенечкой. Кульминацией конфликта становится настоящая дуэль, которая заканчивается поражением Павла Петровича, его символической «смертью» («исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец»). Диалог братьев Кирсановых в XXIV главе показывает, что в лице Павла Петровича поражение потерпело одряхлевшее, уходящее в прошлое дворянство, некогда «передовой класс» (то есть снова актуализируется социальный аспект конфликта). Таким образом, динамика конфликта передаётся Тургеневым с помощью символических деталей, позволяющих увидеть глубинно-психологический подтекст происходящего.

            Другое важное средство раскрытия характеров – психологический портрет. (Найдите в тексте несколько примеров и самостоятельно покажите, с помощью каких внешних деталей воссоздаётся внутреннее состояние героя.)

            Большое значение имеют также некоторые детали поведения. Примером может быть описание состояния Базарова после любовной катастрофы с Одинцовой. Базаров становится рассеянным и замкнутым в себе. («Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй», – Базаров отправился к себе в комнату. «Здравствуй, – подумал Аркадий, – разве мы не виделись сегодня?»), он не может скрыть своих чувств («В Базарове стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя и глядел сердито»), стыдится («С Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его»).

            Тургенев обращает большое внимание на речевой портрет героя, выражаемый в монологах, диалогах, внутренних монологах, отдельных репликах. Многие «случайные» фразы героев, произносимые как бы по рассеянности, на самом деле концептуально значимы. Часто Тургенев привлекает внимание читателя к выбору слова героем: «Евгений Васильев» или «Евгений Васильич», «отец» или «папаша», «германцы» или «немцы», «аристократ» или «аристократишка», «обаяние» или «прелесть», «батюшка» или «поп», «эпидемия» или «пиэмия», «манципация» или «мунципация». (Найдите эти примеры и объясните психологический подтекст, вкладываемый Тургеневым в эти противопоставления.)

            Существенно важна для раскрытия некоторых характеров связь с пейзажем, например, описание поездки отца и сына Кирсановых домой (глава III). (Найдите другие примеры и сформулируйте, какие черты характера героев обнаруживаются в их «отношениях» с пейзажем.)

            Важным способом психологического анализа является авторский комментарий. Избегая в целом резких оценок, Тургенев всё же в отдельных случаях позволяет себе недвусмысленно высказаться о герое или событии. Вот, например, как комментируется неожиданный приезд Ситникова в Никольское: «Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату молодой прогрессист. Решившись, с свойственною ему назойливостью, поехать в деревню к женщине, которую он едва знал, которая никогда его не приглашала, но у которой, по собранным сведениям, гостили такие умные и близкие ему люди, он все-таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь, что Евдоксия, дескать, Кукшина прислала его узнать о здоровье Анны Сергеевны и что Аркадий Николаевич тоже ему всегда отзывался с величайшею похвалой… На этом слове он запнулся и потерялся до того, что сел на собственную шляпу. Однако, так как никто его не прогнал и Анна Сергеевна даже представила его тетке и сестре, он скоро оправился и затрещал на славу. Появление пошлости бывает часто полезно в жизни: оно ослабляет слишком высоко настроенные струны, отрезвляет самоуверенные или самозабывчивые чувства, напоминая им свое близкое родство с ними…» (глава XIX).

            Таким образом, у Тургенева объектом психологического анализа становятся не только главные герои, но и второстепенные пародийные персонажи, как, например, Ситников. (Найдите другие примеры.)



Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 19
Категория: И.С. Тургенев | Добавил: филолог (22.07.2018)
Просмотров: 2362 | Теги: психологизм, Тургенев, Отцы и дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: