Смысл названия и жанровое своеобразие

Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999

 

Смысл названия романа и его жанровое своеобразие

 

            «Отцы и дети» – роман в жанровом отношении весьма многоплановый. Анализ смысла названия может указывать нам и на жанровое своеобразие. Наличие семейно-бытовой коллизии (взаимоотношения детей и родителей в семье) позволяет назвать «Отцы и дети» семейным (бытовым, бытописательским) романом. Тема споров двух поколений (дворянство 30-х годов и разночинцы 60-х годов) придаёт роману статус социально-идеологического. Глубокая разработка нюансов не только семейных отношений, но и вообще взаимоотношений людей делает этот роман психологическим. Сложная экзистенциальная проблематика (темы смысла жизни, любви, смерти, судьбы, отдельного человека и народа) позволяет назвать этот роман философским.

  1. В романе показаны два типа взаимоотношений детей и родителей в семье. Один тип – взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония, почти идиллия (отец и сын Кирсановы). Другой тип – глубинный конфликт, почти невозможность общения: непонимание, несмотря на слепую любовь со стороны родителей и сильное отчуждение со стороны детей (Базаров и его родители). Оба типа взаимоотношений часто встречаются в жизни.
  2. Но можно увидеть и социально-исторический аспект этой антитезы. Первый тип отношений более характерен для традиционных в данном обществе классов, тех социальных групп, которые ориентированы на стабильность, традицию, преемственность поколений (в данном случае речь идёт о дворянстве, но это относится и к крестьянству). Второй тип отношений более характерен для новых, только ещё формирующихся групп (в данном случае – разночинцы). Конфликт отцов и детей усиливается в переходные, кризисные эпохи, когда роль революционных элементов в обществе увеличивается. Уважение к «отцам» – это одна из ценностей традиционной культуры, поэтому бунт против «отцов» – часть «нигилистической» программы Базарова. Это показывает Писарев, который симпатизирует Базарову.

Аналогия: спор «века нынешнего» и «века минувшего» («Учились бы, на старших глядя» («Горе от ума» А.С. Грибоедова)).

  1. Этот вопрос углублён философски: показан «вечный» характер спора «отцов» и «детей». Вспомним слова Николая Петровича о том, как каждому поколению приходится рано или поздно «проглотить пилюлю», то есть выслушать отповедь детей.
  2. В романе показано взросление героев, причём не столько тех, кто обрёл дом, семью и своих детей, сколько тех, кто прошёл через страдания, почувствовал трагизм бытия (вспомним диалог Одинцовой с Базаровым в главе XXV: она говорит, что играет «роль тётки, наставницы, матери», об Аркадии говорит: «Он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильевич»). Таким образом, любовь сделала Базарова старше, в конце романа его уже трудно безоговорочно причислить к разряду «детей».

Во второй половине романа спор поколений перестаёт быть главной темой. Более важным становится разделение героев на другие две группы. Своеобразный «ключ» к этой проблематике – диалог Аркадия с Базаровым в главе XXI. Здесь сконцентрированы все философские темы романа: человек и природа, человек и культура, смысл жизни, отношение к смерти. Обратите внимание на реплику Базарова об осине-талисмане. Она содержится важные символы («взрослый» и «ребёнок»). Внутренний психологический конфликт Базарова можно описать как борьбу в нём «взрослого» и «ребёнка». В этой и следующих главах основное противопоставление не между «отцами» и «детьми», а между «взрослым» и «ребёнком» в каждом из героев. В одних преобладает взрослое начало, в других – детское. Это показано с помощью целого ряда сквозных тем, мотивов и образов, которые можно представить в виде смысловых пар-антитез, в совокупности образующих систему противопоставленных признаков.

 

«взрослые» – «дети»

Глава XXI: Базаров – Аркадию о себе и своих родителях

«хищники» – «ручные»

Глава XXV: диалог Аркадия с Катей

«жесткость» – «мягкость»

Портретные описания героев; «мягонький либеральный барич» (Базаров об Аркадии)

одиночество, бесприютность – дом, семья, круг родных и близких

Одиночество Базаров и Павла Петровича; фамилия «Одинцова» как говорящая; Катя – не «Одинцова»; сцена с Митей (глава XVIII)

особый жизненный опыт, подверженность испытаниям, ощущение трагичности бытия – отсутствие такого опыта, безмятежность существования, отсутствие напряжённости и драматизма в судьбе

Разговор Базарова с Одинцовой (глава XXV)

усложнённость характера – культ простых отношений, простота

Композиционно параллельные диалоги Базарова с Одинцовой, Аркадия с Катей

«сухость» – поэтичность (любовь к искусству, эстетическое отношение к природе)

Глава XI – Николай Петрович о природе и поэзии, сцена в беседке; автор о Павле Петровиче: «Не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа»

Мотивы Лермонтова (без прямых отсылок) – мотивы Пушкина (прямые отсылки к нему)

Пушкин и Бюхнерово “Stoff und Kraft” (X глава); Базаров – иронически о Пушкине (глава XXI); пушкинская цитата в последней фразе романа

Мотив смерти – мотив жизни, жизнеутверждающее начало

Павел Петрович – «мертвец» (конец главы XXIV); глава XXI: разговор Базарова с Аркадием, Василий Иванович поёт мотив из «Роберта» («на радости пожить») – Базаров: «Замечательная живучесть!» (ирония); сама смерть Базарова; жизнеутверждающие мотивы в эпилоге – новые семьи, рождение детей, авторское отступление в сцене на кладбище

 

            В каждой возрастной группе есть люди обоих типов (Базаров – Аркадий, Павел – Николай, Одинцова – Катя). Здесь речь идёт не о реальном, а о психологическом возрасте. Первые идут, так сказать, «путём взрослых», вторые – «путём детей». Можно сказать и по-другому: «путь жизни» и «путь смерти». Тургенев не даёт ответа на вопрос, какой путь правильный. Напротив, смысл романа в том, что у каждого свой путь и надо пройти его до конца.

            Сам автор в социальном, психологическом, эмоциональном и культурном отношении наиболее близок Николаю Петровичу (например, отношение к природе, поэзии). Но Тургеневу знакома и тоска Базарова, его страх смерти как уничтожения (см. «Стихотворения в прозе»).

            Некоторые критики обвиняли Тургенева в «заигрывании» с молодёжью. На самом деле, он показал, что в каждом человеке, независимо от возраста, живёт и память детства, и страх смерти. В каждом человеке есть «взрослый» и «ребёнок». Этот аспект придаёт «Отцам и детям», несмотря на всю злободневность общественно-политической проблематики, глубину философского и психологического романа.



Источник: http://Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 19
Категория: И.С. Тургенев | Добавил: филолог (22.07.2018)
Просмотров: 749 | Теги: Отцы и дети, смысл названия, Тургенев, жанр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: