Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII – XIX века: 9 – 10 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000
Вопросы и задания по роману «Отцы и дети»
- Литературовед С.Е. Шаталов пишет: «Так называемая злоба дня представала в произведениях Тургенев в нравственно-психологическом опосредовании и обусловливала симпатии и антипатии персонажей, их поступки, взаимоотношения и суждения».
- Как, по вашему мнению, представлена «злоба дня» в романе «Отцы и дети»?
- Можете ли вы согласиться с тем, что именно «злобой дня» определяются симпатии и антипатии героев?
- А.И. Герцен заметил: «Декабристы – наши великие отцы, Базаровы – наши блудные дети».
- Прокомментируйте эту мысль Герцена. Можете ли вы с нею согласиться в плане сравнения декабристов и Базарова?
- Предстаёт ли после такого замечания Герцена Базаров для нас в каком-то новом качестве, ином свете?
- Литературовед Ю.В. Манн пишет: «То, что Базаров отрицает «всё» в современной ему русской жизни, то есть является сторонником полной и бескомпромиссной революционности, – это в романе заявлено ясно».
- Можете ли вы согласиться с тем, что Базаров – сторонник «полной и бескомпромиссной революционности»? Если да, то в чём вы увидели революционность героя?
- Как вы думаете, почему учёный берёт местоимение «всё» в кавычки? Не является ли это тоже деталью, характеризующей Базарова?
- Зимой 1861 года в одном из писем Тургенев заметил: «Никогда разложение старого не происходило так быстро. А будет ли новое лучше – Бог весть!».
- Нет ли в романе «Отцы и дети» признаков «разложения старого»? Если да, то в чём конкретно это проявляется?
- Кем и чем, на ваш взгляд, представлено новое в романе Тургенева? Можете ли вы согласиться с тем, что и в романе, и в письме писатель не уверен, «будет ли новое лучше»?
- «Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов» (А.И. Герцен).
- Можете ли вы согласиться с тем, что Тургенев не «гладит по головке» Базарова? Если да, то в чём это заметно?
- Вы тоже считаете, что «отцы» предстают в романе Тургенева «жалкими и ничтожными»? Аргументируйте свой ответ.
- Верно ли, что Тургенев «выпорол отцов»? Если да, то в чём вы это заметили?
- Критик М.Н. Катков возмущался: «Как не стыдно Тургеневу было спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином».
- Можете ли вы согласиться с тем, что Тургенев «спускает флаг» перед Базаровым-радикалом? Если да, то каков же был флаг самого Тургенева?
- Верно ли, что автор «Отцов и детей» отдаёт Базарову честь, «как перед заслуженным воином»? Рисует ли Тургенев своего героя чертами, присущими заслуженному воину»?
- В связи с образом Базарова Тургенев признавался в письме Герцену: «Штука была бы неважная представить его идеалом; а сделать его волком и всё-таки оправдать его – это было трудно…».
- Как вы думаете, чего не хватает Базарову в изображении Тургенева, чтобы быть идеалом?
- Можете ли вы согласиться с тем, что Тургенев сделал Базарова «волком» и при этом сумел «оправдать» его? Если да, то в чём конкретно вы это увидели?
- Известный филолог М.П. Алексеев писал в 1928 году: «Слово нигилизм, нигилист изредка употреблялось у нас в 30-50-х годах без определённой смысловой окраски (ничтожество, идеализм, материализм, скептицизм), менявшейся в зависимости от случайных причин».
- Есть ли среди приведённых толкований слова «нигилизм» то, которое вы могли бы назвать верным относительно Базарова? Может быть, к нему применимы все толкования этого слова?
- Какое толкование нигилизму даёт сам Базаров? Что в его толковании вы могли бы назвать позитивным?
- По мнению литературоведа А. Батюто, Базаров видит, что «нравственные болезни всецело зависят от состояния общества».
- Можете ли вы согласиться с таким мнением исследователя? Почему?
- Говорит ли Базаров о нравственных болезных современного ему общества? Предлагает ли что-либо герой Тургенева для лечения этих болезней?
- Литературовед Г.Я. Бялый считает, что читателям «могло быть и должно было быть неясно, какое именно течение представлял Базаров».
- Можете вы согласиться с таким мнением? Чем могло быть, на ваш взгляд, вызвано такое непонимание? Что вы знаете о том, как современники восприняли образ Базарова?
- Вам всё ясно в вопросе о том, какое течение представляет Базаров и каковы основополагающие принципы этого течения?
- «В своём ответе на вопрос капитальной важности – о способах переустройства общества – Базаров выражал сознание своей ответственности перед будущими поколениями: «старое» предполагалось уничтожить не огулом, не без разбора…» (А. Батюто).
- Говорит ли Базаров что-либо о способах переустройства общества? Можете ли вы согласиться с тем, что он сознаёт свою ответственность перед будущими поколениями?
- Насколько, на ваш взгляд, справедливо мнение учёного о том, что, по Базарову, «старое» предполагалось уничтожить «не огулом, не без разбора»?
- И.С. Тургенев писал Полине Виардо в 1862 году о Базарове: «Главный герой – человек передовых взглядов; я попытался представить конфликт двух поколений, и это отыгралось на мне».
- Что, по-вашему, передового во взглядах Базарова? Все его взгляды вы могли бы назвать передовыми?
- В чём, по вашему мнению, конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети»?
- Что вы знаете о том, как намерение Тургенева «отыгралось» на нём?
- В письме к Полине Виардо Тургенев размышлял: «Вообще молодые люди немного раздражены против меня; они, как красивые женщины, хотят, чтобы их считали очаровательными с головы до пят».
- С чем, на ваш взгляд, могло быть связано раздражение молодых людей против Тургенева, если учесть, что основой этого раздражения послужил образ Базарова?
- Присущи ли Базарову желания, о которых пишет Тургенев? Есть ли в облике этого героя то, что вы могли бы назвать «очаровательным»?
- Исследователь Н. Сергованцев замечает: «Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступаются своей верой, не продаются…».
- Судьбу каких героев Тургенева вы могли бы привести в доказательство верности мысли учёного? Есть ли у писателя герои, которые опровергают справедливость такого утверждения?
- Можете ли вы согласиться с тем, что Базаров и перед смертью не отрекается «от исповедуемых идеалов»?
- Критик М.Н. Катков возмущался: «Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора. Даже и смерть его есть ещё торжество, венец, коронующий эту достославную жизнь, и это хотя и случайное, но всё-таки самопожертвование. Далее идти нельзя!».
- Можете ли вы согласиться с тем, что Базаров «нигде не встречает себе никакого дельного отпора»?
- Вы согласны с тем, что и смерть Базарова «есть ещё торжество, венец»? Если «торжество», то над чем или кем, если «венец», то чему? Как вы думаете, в каком смысле критик использует определение «достославная жизнь»?
- Можете ли вы согласиться с определением смерти Базарова как «самопожертвования»? Почему?
- Объясняясь с читателями, Тургенев с горечью констатировал: «Смерть Базарова … должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру. А ваши молодые люди и её находят случайной!»
- Прокомментируйте это признание писателя. Что вы знаете о тех оценках, которые дала критика смерти Базарова?
- Как соотносится данное признание писателя с мыслью М.Н. Каткова о «случайном самопожертвовании»?
- «Действительно, смерть Базарова, как гибель трагического героя, является его апофеозом. Против него ополчаются самые мощные стихии человеческой жизни» (Л.М. Лотман).
- Можете вы согласиться с тем, что смерть Базарова – его «апофеоз»?
- Сравните это утверждение с мнением Каткова? Чья точка зрения на смерть героя представляется вам наиболее логичной, оправданной?
- Критик В.В. Воровский заметил: «Если вы внимательно присмотритесь к развитию нашей общественности, то заметите, что вопрос об «отцах» и «детях» возникает у нас правильно, от времени до времени, в моменты жизни общества, которые Сен-Симон назвал бы «критическими».
- Что вы знаете о времени, в котором живёт Базаров? Даёт ли он или другие герои оценку этому времени?
- Можно ли, на ваш взгляд, назвать время «Отцов и детей» «критическим»? Почему?
- В цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) Ф.М. Достоевский писал о Тургеневе: «Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».
- Можете ли вы согласиться с характеристикой Базарова как «беспокойного и тоскующего»? Если да, то в чём вы заметили это беспокойство и тоску?
- Вы согласны с тем, что Базаров – человек «великого сердца»? Почему?
- В письме к А.А. Фету Тургенев признавался: «Хотел бы я обругать Базарова или его превознести? Я сам не знаю, ибо не знаю, люблю ли я его или ненавижу».
- Вы заметили в романе Тургенева то, когда он ругает своего героя и когда его превозносит?
- Могли бы вы ответить Тургеневу на его сомнения относительно любви или ненависти к своему герою?
- Как бы думаете, о чём свидетельствует такое признание писателя?
- Литературовед В. Архипов считает, что роман «Отцы и дети» – это «классический образец стратегии либерализма».
- Как вы понимаете определение «стратегия либерализма»? Каким оценочным смыслом окрашено для вас это определение?
- Можете ли вы согласиться с такой характеристикой романа Тургенева?
- О героинях романов Тургенева Чехов писал: «…женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью».
- Можете вы согласиться с тем, что Одинцова в «Отцах и детях» «деланная», искусственная героиня?
- Есть ли в поведении Одинцовой то, что вам показалось фальшивым, обманчивым?
- Как вы думаете, можно ли применять эту чеховскую характеристику к другим героиням романа Тургенева?
- Исследователь П. Пустовойт пишет: «Базаров в романе претерпевает эволюцию. До середины романа, где происходит его знакомство с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которые претерпевает герой».
- Можете вы согласиться с тем, что «Базаров в романе претерпевает эволюцию»?
- Вы заметили те «штрихи», которые свидетельствуют об изменении героя?
- Как вы думаете, есть ли заслуга или вина Одинцовой в том, что происходит с Базаровым?
- «Объяснение Базарова с Одинцовой – психологическая поворотная веха в его жизни. С этого момента герой начинает высказывать пессимистические мысли… впадает в уныние… в нём пропадает самоуверенность, возникает озлобление…» (П. Пустовойт).
- Перечитайте сцену объяснения Базарова с Одинцовой. Какие наиболее важные, существенные черты характера обоих раскрываются в этой сцене?
- Можете вы согласиться с тем, что именно «с этого момента герой начинает высказывать пессимистические мысли»?
- Критик Д. Голубков пишет: «Тургеневские женщины… Сколько споров и восторгов вызывали они и среди современников писателя, и многие десятилетия спустя».
- Были ли споры вокруг образа Одинцовой? Какую оценку получила эта героиня Тургенева в современной ему критике?
- Есть ли, на ваш взгляд, в образе Одинцовой то, что вызывает сомнение, несогласие?
- «Тургенев подвергает критике систему взглядов Павла Петровича, его принципы и убеждения. Вся его жизнь была служением устарелым принципам» (П. Пустовойт).
- Можете вы согласиться с тем, что Тургенев «подвергает критике систему взглядов Павла Петровича»? Нет ли во взглядах этого героя того, что вызывает симпатии писателя?
- Верно ли утверждение учёного о том, что Павел Петрович всю жизнь служил «устарелым принципам»?
- Один из современников Тургенева заметил: «…у Ситникова, который считает себя учеником Базарова, есть своя «цель»… Есть своя «цель» и у Кукшиной…».
- Верно ли, что свои «цели» есть у Ситникова и у Кукшиной? Если да, то насколько близки эти «цели» базаровским?
- Правомерно ли то, что Ситников и Кукшина считают себя учениками Базарова? Если это так, то в чём суть их ученичества?
- Литературовед Г. Бялый пишет: «Разумеется, Ситников может пригодиться Базарову не для медицинских занятий».
- Согласны ли вы с тем, что Ситников может в чём-то пригодиться Базарову?
- Кто ещё из героев романа и в чём, на ваш взгляд, мог бы пригодиться Базарову?
- Исследовательница Г.Б. Курляндская пишет: «Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и чёткости изображения, … определяется вниманием и чуткостью к определённым психическим состояниям личности…».
- Вы заметили ясность и чёткость изображения у Тургенева? Если да, приведите конкретные примеры из романа «Отцы и дети».
- Можете вы согласиться с тем, что Тургенев чутко относится к психическим состояниям человека? Обоснуйте свой ответ обращением к образам Базарова, Павла Петровича, Одинцовой.
- Литературовед А.В. Чичерин утверждает, что во всех романах Тургенева присутствует одна схема: «1)в течение короткого промежутка в несколько дней или недель крупным планом даются все основные события романа; 2)в сжатых предысториях – перспектива, обращённая в прошлое; 3)разрывы действия заполнены живым, подразумеваемым, лирическим временем, которое сознаётся читателем во всей его полноте».
- Подходит ли под эту схему роман «Отцы и дети»? Есть ли, к примеру, в этом романе предыстория?
- Заметили ли вы «разрывы» в повествовательном плане романа? Если да, то какова их роль?
- «В заключительных аккордах тургеневских романов и повестей отступление во времени даёт автору ту ясность взора, то очищенное беспристрастие, которое представляет и характеры, и события в совершенно новом их облике» (А.В. Чичерин).
- Отступает ли Тургенев во времени в «заключительных аккордах» романа «Отцы и дети»?
- Можете вы согласиться с тем, что в этом романе характеры и события в финале предстают «в совершенно новом их облике»?
- Немецкий писатель Томас Манн признавался в 1949 году: «Если бы я был сослан на необитаемый остров и мог взять с собой лишь шесть книг, то в числе их безусловно были бы «Отцы и дети» Тургенева».
- Как вы думаете, чем мог быть вызван такой интерес?
- Вы можете разделить позицию немецкого писателя в этом вопросе? Что самое главное для себя вы нашли в романе «Отцы и дети»?
Источник: http://Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII – XIX века: 9 – 10 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.из |