Вопросы и задания по роману "Отцы и дети"

Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XIIXIX века: 9 – 10 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000

 

Вопросы и задания по роману «Отцы и дети»

 

  1. Литературовед С.Е. Шаталов пишет: «Так называемая злоба дня представала в произведениях Тургенев в нравственно-психологическом опосредовании и обусловливала симпатии и антипатии персонажей, их поступки, взаимоотношения и суждения».
  1. Как, по вашему мнению, представлена «злоба дня» в романе «Отцы и дети»?
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что именно «злобой дня» определяются симпатии и антипатии героев?

 

  1. А.И. Герцен заметил: «Декабристы – наши великие отцы, Базаровы – наши блудные дети».
  1. Прокомментируйте эту мысль Герцена. Можете ли вы с нею согласиться в плане сравнения декабристов и Базарова?
  2. Предстаёт ли после такого замечания Герцена Базаров для нас в каком-то новом качестве, ином свете?

 

  1. Литературовед Ю.В. Манн пишет: «То, что Базаров отрицает «всё» в современной ему русской жизни, то есть является сторонником полной и бескомпромиссной революционности, – это в романе заявлено ясно».
  1. Можете ли вы согласиться с тем, что Базаров – сторонник «полной и бескомпромиссной революционности»? Если да, то в чём вы увидели революционность героя?
  2. Как вы думаете, почему учёный берёт местоимение «всё» в кавычки? Не является ли это тоже деталью, характеризующей Базарова?

 

  1. Зимой 1861 года в одном из писем Тургенев заметил: «Никогда разложение старого не происходило так быстро. А будет ли новое лучше – Бог весть!».
  1. Нет ли в романе «Отцы и дети» признаков «разложения старого»? Если да, то в чём конкретно это проявляется?
  2. Кем и чем, на ваш взгляд, представлено новое в романе Тургенева? Можете ли вы согласиться с тем, что и в романе, и в письме писатель не уверен, «будет ли новое лучше»?

  

  1. «Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтобы погладить по головке, – это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов, – и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлёк Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов» (А.И. Герцен).
  1. Можете ли вы согласиться с тем, что Тургенев не «гладит по головке» Базарова? Если да, то в чём это заметно?
  2. Вы тоже считаете, что «отцы» предстают в романе Тургенева «жалкими и ничтожными»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Верно ли, что Тургенев «выпорол отцов»? Если да, то в чём вы это заметили?

 

  1. Критик М.Н. Катков возмущался: «Как не стыдно Тургеневу было спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином».
  1. Можете ли вы согласиться с тем, что Тургенев «спускает флаг» перед Базаровым-радикалом? Если да, то каков же был флаг самого Тургенева?
  2. Верно ли, что автор «Отцов и детей» отдаёт Базарову честь, «как перед заслуженным воином»? Рисует ли Тургенев своего героя чертами, присущими заслуженному воину»?

 

  1. В связи с образом Базарова Тургенев признавался в письме Герцену: «Штука была бы неважная представить его идеалом; а сделать его волком и всё-таки оправдать его – это было трудно…».
  1. Как вы думаете, чего не хватает Базарову в изображении Тургенева, чтобы быть идеалом?
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что Тургенев сделал Базарова «волком» и при этом сумел «оправдать» его? Если да, то в чём конкретно вы это увидели?

 

  1. Известный филолог М.П. Алексеев писал в 1928 году: «Слово нигилизм, нигилист изредка употреблялось у нас в 30-50-х годах без определённой смысловой окраски (ничтожество, идеализм, материализм, скептицизм), менявшейся в зависимости от случайных причин».
  1. Есть ли среди приведённых толкований слова «нигилизм» то, которое вы могли бы назвать верным относительно Базарова? Может быть, к нему применимы все толкования этого слова?
  2. Какое толкование нигилизму даёт сам Базаров? Что в его толковании вы могли бы назвать позитивным?

 

  1. По мнению литературоведа А. Батюто, Базаров видит, что «нравственные болезни всецело зависят от состояния общества».
  1. Можете ли вы согласиться с таким мнением исследователя? Почему?
  2. Говорит ли Базаров о нравственных болезных современного ему общества? Предлагает ли что-либо герой Тургенева для лечения этих болезней?

 

  1. Литературовед Г.Я. Бялый считает, что читателям «могло быть и должно было быть неясно, какое именно течение представлял Базаров».
  1. Можете вы согласиться с таким мнением? Чем могло быть, на ваш взгляд, вызвано такое непонимание? Что вы знаете о том, как современники восприняли образ Базарова?
  2. Вам всё ясно в вопросе о том, какое течение представляет Базаров и каковы основополагающие принципы этого течения?

 

  1. «В своём ответе на вопрос капитальной важности – о способах переустройства общества – Базаров выражал сознание своей ответственности перед будущими поколениями: «старое» предполагалось уничтожить не огулом, не без разбора…» (А. Батюто).
  1. Говорит ли Базаров что-либо о способах переустройства общества? Можете ли вы согласиться с тем, что он сознаёт свою ответственность перед будущими поколениями?
  2. Насколько, на ваш взгляд, справедливо мнение учёного о том, что, по Базарову, «старое» предполагалось уничтожить «не огулом, не без разбора»?

 

  1.  И.С. Тургенев писал Полине Виардо в 1862 году о Базарове: «Главный герой – человек передовых взглядов; я попытался представить конфликт двух поколений, и это отыгралось на мне».
  1. Что, по-вашему, передового во взглядах Базарова? Все его взгляды вы могли бы назвать передовыми?
  2. В чём, по вашему мнению, конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети»?
  3. Что вы знаете о том, как намерение Тургенева «отыгралось» на нём?

 

  1. В письме к Полине Виардо Тургенев размышлял: «Вообще молодые люди немного раздражены против меня; они, как красивые женщины, хотят, чтобы их считали очаровательными с головы до пят».
  1. С чем, на ваш взгляд, могло быть связано раздражение молодых людей против Тургенева, если учесть, что основой этого раздражения послужил образ Базарова?
  2. Присущи ли Базарову желания, о которых пишет Тургенев? Есть ли в облике этого героя то, что вы могли бы назвать «очаровательным»?

 

  1. Исследователь Н. Сергованцев замечает: «Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступаются своей верой, не продаются…».
  1. Судьбу каких героев Тургенева вы могли бы привести в доказательство верности мысли учёного? Есть ли у писателя герои, которые опровергают справедливость такого утверждения?
  2. Можете ли вы согласиться с тем, что Базаров и перед смертью не отрекается «от исповедуемых идеалов»?

 

  1. Критик М.Н. Катков возмущался: «Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует безусловно надо всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора. Даже и смерть его есть ещё торжество, венец, коронующий эту достославную жизнь, и это хотя и случайное, но всё-таки самопожертвование. Далее идти нельзя!».
  1. Можете ли вы согласиться с тем, что Базаров «нигде не встречает себе никакого дельного отпора»?
  2. Вы согласны с тем, что и смерть Базарова «есть ещё торжество, венец»? Если «торжество», то над чем или кем, если «венец», то чему? Как вы думаете, в каком смысле критик использует определение «достославная жизнь»?
  3. Можете ли вы согласиться с определением смерти Базарова как «самопожертвования»? Почему?

 

  1. Объясняясь с читателями, Тургенев с горечью констатировал: «Смерть Базарова … должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру. А ваши молодые люди и её находят случайной!»
  1. Прокомментируйте это признание писателя. Что вы знаете о тех оценках, которые дала критика смерти Базарова?
  2. Как соотносится данное признание писателя с мыслью М.Н. Каткова о «случайном самопожертвовании»?

 

  1. «Действительно, смерть Базарова, как гибель трагического героя, является его апофеозом. Против него ополчаются самые мощные стихии человеческой жизни» (Л.М. Лотман).
  1. Можете вы согласиться с тем, что смерть Базарова – его «апофеоз»?
  2. Сравните это утверждение с мнением Каткова? Чья точка зрения на смерть героя представляется вам наиболее логичной, оправданной?

 

  1. Критик В.В. Воровский заметил: «Если вы внимательно присмотритесь к развитию нашей общественности, то заметите, что вопрос об «отцах» и «детях» возникает у нас правильно, от времени до времени, в моменты жизни общества, которые Сен-Симон назвал бы «критическими».
  1. Что вы знаете о времени, в котором живёт Базаров? Даёт ли он или другие герои оценку этому времени?
  2. Можно ли, на ваш взгляд, назвать время «Отцов и детей» «критическим»? Почему?

 

  1. В цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) Ф.М. Достоевский писал о Тургеневе: «Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».
  1. Можете ли вы согласиться с характеристикой Базарова как «беспокойного и тоскующего»? Если да, то в чём вы заметили это беспокойство и тоску?
  2. Вы согласны с тем, что Базаров – человек «великого сердца»? Почему?

 

  1. В письме к А.А. Фету Тургенев признавался: «Хотел бы я обругать Базарова или его превознести? Я сам не знаю, ибо не знаю, люблю ли я его или ненавижу».
  1. Вы заметили в романе Тургенева то, когда он ругает своего героя и когда его превозносит?
  2. Могли бы вы ответить Тургеневу на его сомнения относительно любви или ненависти к своему герою?
  3. Как бы думаете, о чём свидетельствует такое признание писателя?

 

  1. Литературовед В. Архипов считает, что роман «Отцы и дети» – это «классический образец стратегии либерализма».
  1. Как вы понимаете определение «стратегия либерализма»? Каким оценочным смыслом окрашено для вас это определение?
  2. Можете ли вы согласиться с такой характеристикой романа Тургенева?

 

  1.  О героинях романов Тургенева Чехов писал: «…женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью».
  1. Можете вы согласиться с тем, что Одинцова в «Отцах и детях» «деланная», искусственная героиня?
  2. Есть ли в поведении Одинцовой то, что вам показалось фальшивым, обманчивым?
  3. Как вы думаете, можно ли применять эту чеховскую характеристику к другим героиням романа Тургенева?

 

  1. Исследователь П. Пустовойт пишет: «Базаров в романе претерпевает эволюцию. До середины романа, где происходит его знакомство с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которые претерпевает герой».
  1. Можете вы согласиться с тем, что «Базаров в романе претерпевает эволюцию»?
  2. Вы заметили те «штрихи», которые свидетельствуют об изменении героя?
  3. Как вы думаете, есть ли заслуга или вина Одинцовой в том, что происходит с Базаровым?

 

  1. «Объяснение Базарова с Одинцовой – психологическая поворотная веха в его жизни. С этого момента герой начинает высказывать пессимистические мысли… впадает в уныние… в нём пропадает самоуверенность, возникает озлобление…» (П. Пустовойт).
  1. Перечитайте сцену объяснения Базарова с Одинцовой. Какие наиболее важные, существенные черты характера обоих раскрываются в этой сцене?
  2. Можете вы согласиться с тем, что именно «с этого момента герой начинает высказывать пессимистические мысли»?

 

  1. Критик Д. Голубков пишет: «Тургеневские женщины… Сколько споров и восторгов вызывали они и среди современников писателя, и многие десятилетия спустя».
  1. Были ли споры вокруг образа Одинцовой? Какую оценку получила эта героиня Тургенева в современной ему критике?
  2. Есть ли, на ваш взгляд, в образе Одинцовой то, что вызывает сомнение, несогласие?

 

  1. «Тургенев подвергает критике систему взглядов Павла Петровича, его принципы и убеждения. Вся его жизнь была служением устарелым принципам» (П. Пустовойт).
  1. Можете вы согласиться с тем, что Тургенев «подвергает критике систему взглядов Павла Петровича»? Нет ли во взглядах этого героя того, что вызывает симпатии писателя?
  2. Верно ли утверждение учёного о том, что Павел Петрович всю жизнь служил «устарелым принципам»?

 

  1. Один из современников Тургенева заметил: «…у Ситникова, который считает себя учеником Базарова, есть своя «цель»… Есть своя «цель» и у Кукшиной…».
  1. Верно ли, что свои «цели» есть у Ситникова и у Кукшиной? Если да, то насколько близки эти «цели» базаровским?
  2. Правомерно ли то, что Ситников и Кукшина считают себя учениками Базарова? Если это так, то в чём суть их ученичества?

 

  1. Литературовед Г. Бялый пишет: «Разумеется, Ситников может пригодиться Базарову не для медицинских занятий».
  1. Согласны ли вы с тем, что Ситников может в чём-то пригодиться Базарову?
  2. Кто ещё из героев романа и в чём, на ваш взгляд, мог бы пригодиться Базарову?

 

  1. Исследовательница Г.Б. Курляндская пишет: «Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и чёткости изображения, … определяется вниманием и чуткостью к определённым психическим состояниям личности…».
  1. Вы заметили ясность и чёткость изображения у Тургенева? Если да, приведите конкретные примеры из романа «Отцы и дети».
  2. Можете вы согласиться с тем, что Тургенев чутко относится к психическим состояниям человека? Обоснуйте свой ответ обращением к образам Базарова, Павла Петровича, Одинцовой.

 

  1. Литературовед А.В. Чичерин утверждает, что во всех романах Тургенева присутствует одна схема: «1)в течение короткого промежутка в несколько дней или недель крупным планом даются все основные события романа; 2)в сжатых предысториях – перспектива, обращённая в прошлое; 3)разрывы действия заполнены живым, подразумеваемым, лирическим временем, которое сознаётся читателем во всей его полноте».
  1. Подходит ли под эту схему роман «Отцы и дети»? Есть ли, к примеру, в этом романе предыстория?
  2. Заметили ли вы «разрывы» в повествовательном плане романа? Если да, то какова их роль?

 

  1. «В заключительных аккордах тургеневских романов и повестей отступление во времени даёт автору ту ясность взора, то очищенное беспристрастие, которое представляет и характеры, и события в совершенно новом их облике» (А.В. Чичерин).
  1. Отступает ли Тургенев во времени в «заключительных аккордах» романа «Отцы и дети»?
  2. Можете вы согласиться с тем, что в этом романе характеры и события в финале предстают «в совершенно новом их облике»?

 

  1. Немецкий писатель Томас Манн признавался в 1949 году: «Если бы я был сослан на необитаемый остров и мог взять с собой лишь шесть книг, то в числе их безусловно были бы «Отцы и дети» Тургенева».
  1. Как вы думаете, чем мог быть вызван такой интерес?
  2. Вы можете разделить позицию немецкого писателя в этом вопросе? Что самое главное для себя вы нашли в романе «Отцы и дети»?


Источник: http://Семенов А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. XII – XIX века: 9 – 10 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.из
Категория: И.С. Тургенев | Добавил: филолог (21.07.2018)
Просмотров: 12727 | Теги: Тургенев, Отцы и дети | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: