КИМ ЕГЭ "Война и мир"

– Ну, начинайте! — сказал Долохов.

—  Что же, — сказал Пьер, все так же улыбаясь. Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совер­шиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:

—  Так как п'отивники отказались от п'ими'ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т'и начинать сходиться.

—  Г...'аз! Два! Т'и!... — сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам все ближе и бли­же, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.

—   Так когда хочу — могу стрелять! — сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной до­рожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, по­тому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но дру­гого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фи­гура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опу­щенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.

—  Не...е...т, — проговорил сквозь зубы Долохов, — нет, не кон­чено, — и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.

—  Пожалу... — начал Долохов, но не мог сразу выговорить... — Пожалуйте, — договорил он с усилием.

Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: — К барьеру! — и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился го­ловой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправил­ся, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он гло­тал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он под­нял пистолет и стал целиться.

— Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.

—  Закройтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, бес­помощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью сто­ял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали вы­стрел и злой крик Долохова.

—  Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:

—  Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась. Не­свицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совер­шенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выраже­ние лица Долохова.

—  Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.

—   Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов пре­рывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...

—  Кто? — спросил Ростов.

—  Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.

Ростов поехал вперед исполнять поручение и к великому удив­лению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретер-Долохов жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый неж­ный сын и брат.

 (Л.Н. Толстой «Война и мир» )

 

1. Укажите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Вой­на и мир», который оказал во время плена сильное влияние на мировоззрение Пьера Безухова.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

2. Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития дейст­вия, в данном случае — ссору, приведшую Пьера и Долохова к дуэли.

 

Ответ: ____________________________________________________

 

3. Как в литературоведении называется средство художествен­ной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т.д.?

 

Ответ: ____________________________________________________

 

4. К какому из трех литературных родов, традиционно выделя­емых по ряду признаков (предмет изображения, способ изо­бражения и т.д.), относится роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

 

Ответ: _______________________________________________

 

5. Каким термином называют художественный прием противо­поставления, который позволяет автору обозначить неодно­значность, сложность и противоречивость характера Долохова: «буян, бретер-Долохов... был самый нежный сын и брат»?

 

Ответ: ______________________________________________

 

6.  Какой стилистический прием, характерный для прозы Л.Н. Толстого, помогает читателю почувствовать искрен­ность переживаний Долохова: «...я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет... <...> Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать...»?

 

Ответ: _______________________________________________

 

7. Установите соответствие между персонажами и их портретами. К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика.

А) Наполеон

1) "Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. <..> На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного приветствия".

Б) Пьер Безухов

2) «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз»

В) Кутузов

3) “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”

 

4) лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот — все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

8. Укажите имя героини, взаимоотношения которой с Долоховым и стали причиной событий, происходящих в этой главе романа.

 

Ответ: ___________________________________________________

 

9. Назовите имя и фамилию героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир», который признается себе самому в один из периодов духовных исканий: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими...»?

 

Ответ: _________________________________________________

 

10. Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, «дрожащие губы» Долохова)?

 

Ответ: _________________________________________________

 

11. Как называется подробное описание внешнего облика героя: «Долохов шел медленно, <...> вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки...»?

 

Ответ: _________________________________________________

 

12. В бланк ответа впишите термин, которым в литературном произведении называют разговор двух персонажей.

 

Ответ: __________________________________________________

 

13. Какой термин добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?

 

Ответ: __________________________________________________

 

14. Как называется обобщающая образная мысль, лежащая в основе

художественного произведения и выражающая авторское отношение к

действительности?

 

Ответ: ______________________________________________________

 

 

С1. В чем, по-вашему, основная мысль фрагмента и как она перекликается с одной из главных проблем романа — проблемой поиска смысла жизни?

 

С2. В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

 

С2. Что сближает роман «Война и мир» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка — дуэли?

 

С5. Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

Категория: Л.Н. Толстой | Добавил: филолог (11.05.2014)
Просмотров: 10936 | Теги: Война и Мир, Л.Н. Толстой, ЕГЭ по литературе, тест | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: