"После бала"

Урок 1. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа

 

1.Прослушайте сообщение учителя об истории создания рассказа «После бала». Заполните вторую часть таблицы.

 

Предпосылки создания рассказа «После бала»

Мои замечания об услышанном

Призыв Л.Н. Толстого к нравственному самоусовершенствованию и «непротивлению злу» насилием

 

Интерес Толстого к легенде об «уходе» Александра I и жизни его в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича

 

Антимилитаристские взгляды Л.Н. Толстого в годы его пребывания на Кавказе и в Крыму

 

Возмущение Л.Н. Толстого карательными мерами самодержавия. Книга «Царство Божие внутри вас»

 

Отражение сюжетной канвы рассказа в памфлете «Николай Палкин» (1886)

 

 

2.Какие цвета преобладают в описании Вареньки и её отца? Выпишите из текста словосочетания с цветовыми обозначениями. Какая деталь, объединяющая Вареньку и её отца, присутствует в описании? О чём свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и её отца?

________________________________________________________________

 

3.Исследовательская работа с текстом.

Выпишите из первой части рассказа конструкции «я+глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употреблённые попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича по образцу. Какие чувства героя передают эти конструкции?

 

Конструкции

Цитаты

Я+глагол

«Я взял пёрышко; я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я; я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё…»

Эмоциональные определения

 

 

 

Однородные члены предложения, употреблённые попарно

 

 

 

 

4.Какие детали особо подчёркнуты в изображении родителей Вареньки?

___________________________________________________________________

 

5.О чём свидетельствует косвенное указание в описании хозяев бала на портрет Елизаветы Петровны и Николая I?

__________________________________________________________

 

6.Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать царице Елизавете Петровне: хозяйка бала «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми …плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны»; «услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с её елизаветинским бюстом…»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»?

___________________________________________________________________

 

7.Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращает внимание на такую деталь: «…натянув замшевую перчатку на правую руку, – “надо всё по закону”»?

_____________________________________________________________

 

8.Как характеризует полковника слово «служака»? Запишите лексическое значение слова.

Служака _________________________________________________

 

9.Кто даёт такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудрённый опытом Иван Васильевич?

________________________________________________________________

 

10.Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елизаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»?

___________________________________________________________

 

Урок 2. «После бала». Анализ второй части рассказа

 

1.Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя? Заполните вторую часть таблицы по образцу.

 

Пейзаж

«Лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими»

Звуки

 

 

Вид наказываемого

 

Описание наказания

 

Полковник

 

 

Чувства Ивана Васильевича

 

 

2.Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему?

_____________________________________________________________

 

3.Какой цвет преобладает в описании? Выпишите словосочетания с цветовыми обозначениями. Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене?

_____________________________________________________________

 

4.Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не «флейтист»?

__________________________________________________________

 

5.Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании?

__________________________________________________________

 

6.Как относится к происходящему полковник? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свою позицию.

_________________________________________________________

 

7.Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу?

_________________________________________________________

 

8.Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания: человек, наказываемый, татарин – несколько раз повторяется слово «человек»: «Всё так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «…я не поверил, чтобы это было тело человека»?

________________________________________________________________

 

9.Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю?

______________________________________________

 

10.Каково значение комментария, который звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»?

____________________________________________________________

 

11.Как повёл себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ.

______________________________________________________

 

12.Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича?

_________________________________________________________

 

13.В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

Почему Л.Н. Толстой отказался от первоначального замысла?

_______________________________________________________________

 

Урок 3. Защита рефератов

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется ход событий, изображённых в литературном произведении?

____________________________________________________________

 

2.Назовите образно-выразительное средство. Запишите его определение.

«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви».

________________________________________________________________

 

3.Выпишите из эпизода описания бала пример градации, запишите её определение.

_______________________________________________________

 

4.Запишите 2 – 3 наиболее значимые для понимания художественной идеи рассказа выразительные подробности произведения. Запишите название литературоведческого термина.

________________________________________________________ 

Категория: Л.Н. Толстой | Добавил: филолог (15.06.2015)
Просмотров: 3613 | Теги: Толстой, литература 8 класс, После бала | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: