Урок 1. Л.Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа
1.Прослушайте сообщение учителя об истории создания рассказа «После бала». Заполните вторую часть таблицы.
2.Какие цвета преобладают в описании Вареньки и её отца? Выпишите из текста словосочетания с цветовыми обозначениями. Какая деталь, объединяющая Вареньку и её отца, присутствует в описании? О чём свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и её отца? ________________________________________________________________
3.Исследовательская работа с текстом. Выпишите из первой части рассказа конструкции «я+глагол», эмоциональные определения, однородные члены, употреблённые попарно при характеристике чувств Ивана Васильевича по образцу. Какие чувства героя передают эти конструкции?
4.Какие детали особо подчёркнуты в изображении родителей Вареньки? ___________________________________________________________________
5.О чём свидетельствует косвенное указание в описании хозяев бала на портрет Елизаветы Петровны и Николая I? __________________________________________________________
6.Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать царице Елизавете Петровне: хозяйка бала «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми …плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны»; «услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елизаветинскими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с её елизаветинским бюстом…»? Какое чувство находит отражение в замечаниях рассказчика «небогато украшенная орденами, выпячивающаяся по-военному грудь»? ___________________________________________________________________
7.Почему в описании танца полковника и его дочери Толстой обращает внимание на такую деталь: «…натянув замшевую перчатку на правую руку, – “надо всё по закону”»? _____________________________________________________________
8.Как характеризует полковника слово «служака»? Запишите лексическое значение слова. Служака _________________________________________________
9.Кто даёт такую оценку хозяевам бала: юный Иван Васильевич или всеми уважаемый, умудрённый опытом Иван Васильевич? ________________________________________________________________
10.Почему описание бала не отличается глубиной психологических характеристик, тонкостью суждений рассказчика? Каков смысл замечания Ивана Васильевича: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елизаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей, и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова»? ___________________________________________________________
Урок 2. «После бала». Анализ второй части рассказа
1.Каковы детали пейзажа, звуки во второй части рассказа? Как Толстой изображает наказание, полковника и чувства героя? Заполните вторую часть таблицы по образцу.
2.Какой эпизод рассказа является его кульминацией? Почему? _____________________________________________________________
3.Какой цвет преобладает в описании? Выпишите словосочетания с цветовыми обозначениями. Какие цвета контрастно противопоставлены в этой сцене? _____________________________________________________________
4.Почему в описании музыки, звучащей в сцене наказания, автор употребил слово «флейтщик», созвучное слову «барабанщик», а не «флейтист»? __________________________________________________________
5.Какие чувства испытывает Иван Васильевич, рассказывая о страшном наказании? __________________________________________________________
6.Как относится к происходящему полковник? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свою позицию. _________________________________________________________
7.Почему в эпизоде наказания вновь возникает деталь (замшевая перчатка), на которую Иван Васильевич обратил внимание на балу? _________________________________________________________
8.Почему в ряду слов, обозначающих жертву наказания: человек, наказываемый, татарин – несколько раз повторяется слово «человек»: «Всё так же падали с двух сторон удары на спотыкавшегося, корчившегося человека»; «…я не поверил, чтобы это было тело человека»? ________________________________________________________________
9.Почему в данном синонимическом ряду употреблено слово «наказываемый», относящееся к канцелярскому стилю? ______________________________________________
10.Каково значение комментария, который звучит в ответ на призыв несчастного «Братцы, помилосердствуйте»: «Но братцы не милосердствовали»? ____________________________________________________________
11.Как повёл себя после бала Иван Васильевич? Мог ли он поступить иначе? Аргументируйте свой ответ. ______________________________________________________
12.Почему Иван Васильевич отказался от службы? Какова нравственная позиция Ивана Васильевича? _________________________________________________________
13.В первоначальном варианте рассказ имел такой финал: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, – я так называл это, – как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». Почему Л.Н. Толстой отказался от первоначального замысла? _______________________________________________________________
Урок 3. Защита рефератов
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется ход событий, изображённых в литературном произведении? ____________________________________________________________
2.Назовите образно-выразительное средство. Запишите его определение. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви». ________________________________________________________________
3.Выпишите из эпизода описания бала пример градации, запишите её определение. _______________________________________________________
4.Запишите 2 – 3 наиболее значимые для понимания художественной идеи рассказа выразительные подробности произведения. Запишите название литературоведческого термина. ________________________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3613 | | |
Всего комментариев: 0 | |