Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну: – Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошёл по её следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда её более не увижу... И, вообразите, внезапно заговорила она: – Нравятся ли вам мои цветы? Я отчётливо помню, как прозвучал её голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от жёлтой грязной стены. Я быстро перешёл на её сторону и, подходя к ней, ответил: – Нет. Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший? – Ничего я не говорю, – воскликнул Иван и добавил: – Умоляю, дальше! И гость продолжал: – Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так: – Вы вообще не любите цветов? В голосе её была, как мне показалось, враждебность. Я шёл с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стеснённым. – Нет, я люблю цветы, только не такие, – сказал я. – А какие? – Я розы люблю. Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понёс их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в чёрной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом. – Дальше, – сказал Иван, – и не пропускайте, пожалуйста, ничего. – Дальше? – переспросил гость, – что же, дальше вы могли бы и сами угадать. – Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: – Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда... с этой, как её... – С кем? – спросил Бездомный. – С этой... ну... этой, ну... – ответил гость и защёлкал пальцами. – Вы были женаты? – Ну да, вот же я и щёлкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... ещё платье полосатое... музей... впрочем, я не помню. Так вот она говорила, что с жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста. Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной. Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет. На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1. Какое имя носит в романе гость Ивана Бездомного? Ответ: _____________________________________________
2. Назовите фамилию врача психиатрической клиники, где Иван встретился со своим таинственным гостем. Ответ: _____________________________________________
3. Рассказ о своей возлюбленной гость Ивана Бездомного начинает фразой: «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы». Затем в эпизоде снова упоминаются выражения «повинуясь этому желтому знаку», «с желтыми цветами в руках». Как называется этот условный художественный образ, обладающий повышенной смысловой ёмкостью и помогающий увидеть в предмете его иносказательную сущность? Ответ: ______________________________________________
4. Каким термином можно назвать разговор Ивана с его гостем? Ответ: ______________________________________________
5. Гость Ивана говорит, что любовь «выскочила» перед героями, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке». Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, здесь использован? Ответ: _______________________________________________
6. В эпизоде внутреннее состояние повествователя раскрывается через его мимику («глаза гостя широко открылись»), жесты («вытер неожиданную слезу»), особенности речи («продолжал шептать»). Какой способ изображения душевной жизни героев использован автором через эти приемы? Ответ: __________________________________________________
7. «Необыкновенное одиночество», «скучный переулок», «тревожные цветы». Как называются такие образные определения? Ответ: ____________________________________________________
8. Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Ответ: ____________________________________________________
9. Фамилия-псевдоним Ивана Бездомного несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Как называется этот тип фамилии? Ответ: ____________________________________________________
C1 Какую роль в судьбе главных героев романа сыграла их встреча в московском переулке?
C2 Каких героев русской литературы, как и персонажей романа М. А. Булгакова, «воскресила любовь»? | |
| |
Просмотров: 1185 | | |
Всего комментариев: 0 | |