КИМ ЕГЭ. Вариант 5

Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!»

Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

— Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван, — ведь балконные-то решётки на замках?

— Решётки-то на замках, — подтвердил гость, — но Прасковья Фёдоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

— Раз вы можете выходить на балкон, то можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

— Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

— Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

— Да…– тут гость вдруг встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.

— Основание? — строго спросил гость.

— Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

— Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете, кулаками… Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

  — Основание? — строго спросил гость.

  — Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

  — Безобразие, — осудил гость Ивана  и добавил: —  А кроме того,  что это  вы  так  выражаетесь:  по морде засветил? Ведь  неизвестно, что  именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь все-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

     Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

— Профессия?

— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

     Пришедший огорчился.

      —  Ох, как  мне  не  везет! — воскликнул он, но  тут  же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

— Бездомный.

— Эх, эх... — сказал гость, морщась.

— А  вам, что же, мои  стихи не  нравятся?  — с любопытством  спросил Иван.

— Ужасно не нравятся.

— А вы какие читали?

— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

— А как же вы говорите?

 — Ну, что  ж тут  такого, — ответил  гость, — как будто я  других не читал? Впрочем...  разве что чудо? Хорошо,  я готов  принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.

     Клятву скрепили рукопожатием...

                                                  М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

 

1. Как называется лечебное заведение, в котором встречаются герои М.А.Булгакова в приведённом фрагменте романа?

Ответ: _________________________________________

 

2.Какой приём характеристики незнакомца использует писатель во втором абзаце данного эпизода?

Ответ: ________________________________

 

3.Как называют в романе М.А. Булгакова гостя Ивана Бездомного?

Ответ: ___________________________________

 

4.В романе «Мастер и Маргарита» особую роль играет повторяемость событий, их связь, зеркальное отражение эпох. К какой категории художественного бытия героев относится это явление?

Ответ: _____________________________________

 

5.Произведение М.А. Булгакова имеет сложную структуру, основанную на идее троичности: роман о Понтии Пилате обрамлён «московским сюжетом», а 13-я глава становится осью сюжетной симметрии. Как называется такая совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов?

Ответ: ___________________________________________

 

6.Установите соответствие между персонажами романа «Мастер и Маргарита» и их судьбами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

СУДЬБЫ

 

А) Понтий Пилат

 

1) стал профессором истории

 

Б) Понырев

 

2) ушёл по лунной дороге вместе с Иешуа

 

В) мастер

 

3) стал директором кукольного театра

 

 

 

4) обрёл «вечный приют»

 

 

7. Какую разновидность сниженной лексики использует в своей речи Иванушка Бездомный («Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил…»)?

Ответ: ______________________________________

 

8.Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений («сконфузившись, ответил», «сказал, морщась»). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека?

Ответ: ______________________________________

 

С1. Какое влияние на судьбу Ивана Бездомного оказал разговор с ночным гостем?

 

С2. В каких произведениях отечественной литературы изображаются встречи с таинственными гостями и в чём их можно сопоставить с эпизодом из романа «Мастер и Маргарита»?

 

С3. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М.А. Булгакова?

 

 

Категория: М.А. Булгаков | Добавил: филолог (10.01.2022)
Просмотров: 868 | Теги: Булгаков, Мастер и Маргарита, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: