Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: «Тссс!» Иван опустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми. Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат. Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле. — Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван, — ведь балконные-то решётки на замках? — Решётки-то на замках, — подтвердил гость, — но Прасковья Фёдоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа. — Раз вы можете выходить на балкон, то можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван. — Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим? — Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца. — Да…– тут гость вдруг встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный? — Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт. — Основание? — строго спросил гость. — Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван. — Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете, кулаками… Нет, уж это вы оставьте, и навсегда. — Основание? — строго спросил гость. — Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван. — Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь все-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда. Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился: — Профессия? — Поэт, — почему-то неохотно признался Иван. Пришедший огорчился. — Ох, как мне не везет! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия? — Бездомный. — Эх, эх... — сказал гость, морщась. — А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван. — Ужасно не нравятся. — А вы какие читали? — Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель. — А как же вы говорите? — Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами? — Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван. — Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще. — Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван. Клятву скрепили рукопожатием... М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
1. Как называется лечебное заведение, в котором встречаются герои М.А.Булгакова в приведённом фрагменте романа? Ответ: _________________________________________
2.Какой приём характеристики незнакомца использует писатель во втором абзаце данного эпизода? Ответ: ________________________________
3.Как называют в романе М.А. Булгакова гостя Ивана Бездомного? Ответ: ___________________________________
4.В романе «Мастер и Маргарита» особую роль играет повторяемость событий, их связь, зеркальное отражение эпох. К какой категории художественного бытия героев относится это явление? Ответ: _____________________________________
5.Произведение М.А. Булгакова имеет сложную структуру, основанную на идее троичности: роман о Понтии Пилате обрамлён «московским сюжетом», а 13-я глава становится осью сюжетной симметрии. Как называется такая совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов? Ответ: ___________________________________________
6.Установите соответствие между персонажами романа «Мастер и Маргарита» и их судьбами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
7. Какую разновидность сниженной лексики использует в своей речи Иванушка Бездомный («Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил…»)? Ответ: ______________________________________
8.Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений («сконфузившись, ответил», «сказал, морщась»). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека? Ответ: ______________________________________
С1. Какое влияние на судьбу Ивана Бездомного оказал разговор с ночным гостем?
С2. В каких произведениях отечественной литературы изображаются встречи с таинственными гостями и в чём их можно сопоставить с эпизодом из романа «Мастер и Маргарита»?
С3. В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с произведением М.А. Булгакова?
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Просмотров: 868 | | |
Всего комментариев: 0 | |