Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости. – Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? – обратился к ним князь. – Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, – начали было головотяпы, но вдруг смутились. – Слыхал, господа головотяпы! – усмехнулся князь ("и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!"– замечает летописец), – весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали – довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали? – А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами! – А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев моих, с поклоном были? – А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж – и те володеть нами не похотели! – Ладно. Володеть вами я желаю, – сказал князь, – а чтоб идти к вам жить – не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома правит, а я отсель и им и вами помыкать буду! Понурили головотяпы головы и сказали: – Так! – И будете вы платить мне дани многие, – продолжал князь, – у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет! – Так! – отвечали головотяпы. – И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить. – Так! – отвечали головотяпы. – А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами. – Так! – отвечали головотяпы. Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию. Шли головотяпы домой и воздыхали. "Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!" – свидетельствует летописец. "Вот она, княжеская правда какова!" – говорили они. И еще говорили: "Такали мы, такали, да и протакали!" Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. "Так и процвела сия древняя отрасль", – прибавляет летописец. (М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)
1.Укажите жанр, к которому обычно относят произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Ответ: ________________________________
2.Бóльшую часть фрагмента занимает беседа князя с головотяпами. Как называется форма общения персонажей, основанная на обмене репликами?
Ответ: ________________________________
3.Комментарий летописца несёт в себе скрытую авторскую насмешку. Каким термином она обозначается?
Ответ: ________________________________
4.Описывая встречу головотяпов с князем, автор многократно использует некоторые слова (например, слово «так»). Как называется данный приём?
Ответ: _________________________________
5.Укажите должность многочисленных «хозяев», впоследствии управлявших Глуповым.
Ответ: ____________________________
6.Изображая Глупов и глуповцев, автор прибегает к виду комического, основанному на уничтожающей критике пороков современного общества. Укажите термин, который обозначает этот вид комического.
Ответ: ____________________________
С1. Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?
С2. В каких произведениях русской литературы раскрываются взаимоотношения народа и власти и в чём эти произведения созвучны «Истории одного города»?
| |
| |
Просмотров: 5895 | | |
Всего комментариев: 0 | |