КИМ ЕГЭ "История одного города"

 

Наконец и для них настал черед встать перед ясные очи его княжеской светлости.

– Что вы за люди? и зачем ко мне пожаловали? – обратился к ним князь.

– Мы головотяпы! нет нас народа храбрее, – начали было головотяпы, но вдруг смутились.

– Слыхал, господа головотяпы! – усмехнулся князь ("и таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!"– замечает летописец), –  весьма слыхал! И о том знаю, как вы рака с колокольным звоном встречали – довольно знаю! Об одном не знаю, зачем же ко мне-то вы пожаловали?

– А пришли мы к твоей княжеской светлости вот что объявить: много мы промеж себя убивств чинили, много друг дружке разорений и наругательств делали, а все правды у нас нет. Иди и володей нами!

– А у кого, спрошу вас, вы допрежь сего из князей, братьев моих, с поклоном были?

– А были мы у одного князя глупого, да у другого князя глупого ж – и те володеть нами не похотели!

– Ладно. Володеть вами я желаю, – сказал князь, – а чтоб идти к вам жить – не пойду! Потому вы живете звериным обычаем: с беспробного золота пенки снимаете, снох портите! А вот посылаю к вам, заместо себя, самого этого новотора-вора: пущай он вами дома правит, а я отсель и им и вами помыкать буду!

   Понурили головотяпы головы и сказали:

– Так!

– И будете вы платить мне дани многие, – продолжал князь, – у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь. Когда же пойду на войну – и вы идите! А до прочего вам ни до чего дела нет!

– Так! – отвечали головотяпы.

– И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить.

– Так! – отвечали головотяпы.

– А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами.

– Так! – отвечали головотяпы.

Затем приказал князь обнести послов водкою да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.

Шли головотяпы домой и воздыхали. "Воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!" – свидетельствует летописец. "Вот она, княжеская правда какова!" – говорили они. И еще говорили: "Такали мы, такали, да и протакали!"

Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. "Так и процвела сия древняя отрасль", – прибавляет летописец.

(М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»)

 

1.Укажите жанр, к которому обычно относят произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

 

Ответ: ________________________________

 

2.Бóльшую часть фрагмента занимает беседа князя с головотяпами. Как называется форма общения персонажей, основанная на обмене репликами?

 

Ответ: ________________________________

 

3.Комментарий летописца несёт в себе скрытую авторскую насмешку. Каким термином она обозначается?

 

Ответ: ________________________________

 

4.Описывая встречу головотяпов с князем, автор многократно использует некоторые слова (например, слово «так»). Как называется данный приём?

 

Ответ: _________________________________

 

5.Укажите должность многочисленных «хозяев», впоследствии управлявших Глуповым.

 

Ответ: ____________________________

 

6.Изображая Глупов и глуповцев, автор прибегает к виду комического, основанному на уничтожающей критике пороков современного общества. Укажите термин, который обозначает этот вид комического.

 

Ответ: ____________________________

 

 

С1. Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

 

С2. В каких произведениях русской литературы раскрываются взаимоотношения народа и власти и в чём эти произведения созвучны «Истории одного города»?   

 

Категория: М.Е. Салтыков-Щедрин | Добавил: филолог (24.06.2015)
Просмотров: 5895 | Теги: История одного города, ЕГЭ по литературе, Салтыков-Щедрин | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: