Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005
Максим Горький
«Челкаш»
Уровень А
Вариант 1
- Какими художественными приёмами Горький передаёт «музыку трудового дня»? Где происходит действие рассказа?
- Почему автор говорит, что «созданное ими (людьми) поработило и обезличило их»? Как описаны люди и машины?
Вариант 2
- Какое значение имеет экспозиция? Как она помогает создать атмосферу приморского города?
- Почему первая глава начинается с описания Гришки Челкаша? Какое значение для понимания образа героя имеет портрет? Какую роль в рассказе имеют эпитеты и сравнения? Прокомментируйте следующие строки: «Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами… Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
Вариант 3
- Охарактеризуйте Гаврилу. Почему он соглашается, но в то же время боится работать с Челкашом? Что означают его слова:
– Работать можно. Только вот … не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… Темен ты…
- Какое чувство вызвал Гаврила у Челкаша? Почему Челкаш «кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесённого ему этим молоденьким теленком…»?
Уровень В
Вариант 1
- Объясните, почему Гаврила вызывал в Челкаше презрение и ненависть?
- Прокомментируйте рассуждение: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя…»
Действительно ли Гаврила хуже Челкаша? На каком основании Челкаш так рассуждает? Прав ли он, на ваш взгляд?
Вариант 2
- С какой целью Челкаш напоил Гаврилу? Почему он ощущал себя его хозяином? Почему чувства его «слились… в одно – нечто отеческое и хозяйственное»?
- Прочтите следующее рассуждение: «Он видел перед собой человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы. Он, Челкаш, чувствовал себя в силе повернуть её и так и этак. Он мог разломать её, как игральную карту, и мог помочь ей установиться в прочные крестьянские рамки. Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьёт такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу…».
Как эти размышления характеризуют героя, объясняют психологическую подоплёку дальнейших отношений этих двух людей?
Вариант 3
- Прочитайте описание моря во второй главе. Почему Горький пишет, что «что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс»? Как каждый из героев воспринимает море?
- Почему Гаврила испугался? В какой момент почувствовал, что они совершают что-то противозаконное? Объясните, почему, когда он просит Челкаша отпустить его, то всё время поминает Бога:
Т – Слушай, отпусти ты меня! Христом прошу, отпусти!.. Пропаду ведь я!..Грешно тебе!..Душу ведь губишь!..
Уровень С
Вариант 1
- Почему Челкаш, стараясь успокоить Гаврилу, заговаривает с ним о крестьянской жизни? Почему говорит, что «главное в крестьянской жизни – это … свобода!»?
- Какие отличительные черты босяков, их нравственно-психологического облика подчёркивает Горький? Докажите, что рассказ построен на антитезе. В чём её суть?
Вариант 2
- Каково прошлое Челкаша? Как отражается на человеке потеря корней, разрыв с землёй, укладом?
- Какие социальные явления отражены в рассказе? Что это за социальная группа людей – босяки?
Вариант 3
- Объясните суть «драмы, разыгравшейся между двумя людьми». Почему Гаврила умолял Челкаша отдать ему деньги, а потом пытался убить его?
- Объясните, в чём безнравственность рассуждений Гаврилы, задумавшего убить Челкаша:
– Ведь я что думал? … хвачу я его – веслом … денежки – себе, его – в море… Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться – как да кто. не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!... Ненужный на земле.
Источник: http://Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005 |