КИМ ЕГЭ "На дне"

Бубнов. Мм... Любят врать люди... Ну, Настька... дело понятное! Она привыкла рожу себе подкрашивать... вот и душу хочет подкрасить... румянец на душу наводит... А... другие — зачем? Вот — Лука, примерно... много он врет... и без всякой пользы для себя... Старик уж... Зачем бы ему?

Барон (усмехаясь, отходит). У всех людей — души серенькие... все подрумяниться желают...

Лука (выходит из-за угла). Ты, барин, зачем девку тревожишь? Ты бы не мешал ей... пускай плачет-забавляется... Она ведь для своего удовольствия слезы льет... чем тебе это вредно?

Барон. Глупо, старик! Надоела она... Сегодня — Рауль, завтра — Гастон... а всегда одно и то же! Впрочем — я иду мириться с ней... (Уходит.)

Лука. Поди-ка, вот... приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно...

Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый?

Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-то... Славно — хорошо! Только раз — слышу — лезут!

Наташа. Воры?

Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется)... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не дает... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмет бывало, ружьишко и закатится в лес... А другой — Яков был, все хворал, кашлял все... Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... в Россию побрели...

Наташа. Они — беглые? Каторжане?

Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али еще что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто!

Пауза.

Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит). Какая — правда? Где — правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!..

Бубнов. Вот так... забрало!..

Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты...

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята! (Бежит за угол, оглядываясь.)

 

В1. К какому роду литературы относится пьеса М.Горького «На дне»?

Ответ: __________________________________________________

 

В2. Как называют острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия (в частности, такое столкновение мы видим в приведённом фрагменте).

Ответ: __________________________________________________

 

В3. В приведённом фрагменте есть авторские дополнения к тексту пьесы и высказывания героев, стоящие в скобках или вынесенные в отдельные строки. Каким термином их обозначают?

Ответ: __________________________________________________

 

В4. Реплика Луки, в которой говорится о беглых каторжниках, большая по объёму. Как называется такое развёрнутое высказывание персонажа в литературном произведении?

Ответ: __________________________________________________

 

В5. Вокруг какого ключевого повторяющегося слова строится речь Клеща (оно является ключевым и для всей пьесы?

Ответ: __________________________________________________

 

В6. Какое средство выразительности использовано автором: «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я … наверное, тысячу раз…»

Ответ: _________________________________________________

 

В7. Как называется оригинальная законченная мысль, изреченная в лаконичной запоминающейся форме: «Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»

Ответ: __________________________________________________

 

В8. Установите соответствие между тремя основными персонажами,

 фигурирующими в этом фрагменте, и родом их занятий.

 К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из  второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

РОД ЗАНЯТИЙ

А) Лука

1) слесарь

Б) Бубнов

2) вор

В) Пепел

3) картузник

 

4) странник

 

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

А

Б

В

 

 

 


В9. Как называются вопросы, которые задает Бубнов: «А я вот…не умею врать! Зачем? По-моему – вали всю правду, как есть! Чего стесняться?»

Ответ: __________________________________________________

 

В10. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Лука

1) хотел бы содержать бесплатный трактир

Б) Бубнов

2) внезапно исчезает из ночлежки

В) Пепел

3) умирает от тяжёлой болезни

 

4) убивает хозяина ночлежки

 

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

 

Ответ:

А

Б

В

 

 

 

 

В11. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?

Ответ: _________________________________________________

 

В12. Как называется фигура речи, конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков: «Всё уже … было! Прошло… кончено!...Дальше!»

Ответ: _________________________________________________

 

В13. Как называется синтаксический приём, основанный на одинаковом построении предложений: «Вот – правда! Работы нет … силы нет! Вот правда!»

Ответ: ________________________________________________

 

В14. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в горьковской пьесе.

Ответ: ________________________________________________

 

С1. Каков основной философский вопрос пьесы «На дне» и что для его прояснения дает читателю данный эпизод?

С2. В каких произведениях русской классики отражены столкновения героев, основанные на разнице жизненных позиций. Что в способах разрешения (или невозможности разрешения) конфликта сближает эти произведения с произведением Горького?

Категория: М.Горький | Добавил: филолог (08.04.2014)
Просмотров: 7771 | Теги: На дне, ЕГЭ по литературе, тест, М.Горький | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: