Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868 – 1936)
Пьеса «На дне» (1902)
История создания
Сюжет и композиция
Экспозиция
Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей». Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой». Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты. Обитатели ночлежки – представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств. Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.
Завязка
В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.
Развитие действия
Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.
Кульминация
Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.
Развязка
Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.
Тематика и проблематика
Социальная
Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…» Слесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!» В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.
Философская
В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни. Пьеса имеет полифонический характер – в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.
«На дне» – социально-философская драма.
Главные герои
Лука
- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…» - «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…» - «Любить – живых надо… живых…» - «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» - «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит … да! Человек – может добру научить… очень просто!» - «Во что веришь, то и есть…»
Герои о Луке
Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы – ржавчина!», «Он – всё видел… всё понимал…»
Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет! Вы – тупы, как кирпичи… Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он – умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик – шарлатан…»
Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без неё – дышать нечем…»
Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет – хорош! Кто закон потерял – пропал!..»
Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.
Сатин
«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти… Сатин. А ты – болван. Актёр. Почему? Сатин. Потому что – дважды убить нельзя». (Первый акт) «Сатин (кричит). Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)
Клещ: «ты умеешь не обижать…» Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно». Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.
«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он – свободен!... Всё – в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Конфликт
Две «правды» в пьесе
Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013 | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 6830 | | |
Всего комментариев: 0 | |