Ночь росла и крепла, наполняясь странными тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу... "И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми - и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго: - Спросим его, почему он сделал это? Спросили его об этом. Он сказал: - Развяжите меня! Я не буду говорить связанный! А когда развязали его, он спросил: - Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы... - Ты слышал... - сказал мудрец. - Зачем я буду объяснять вам мои поступки? - Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем... - Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее. - Но она не твоя! - сказали ему. - Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще... Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым. Долго говорили с ним и наконец увидали, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам: - Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание! И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. ( А.М. Горький «Старуха Изергиль»)
В1. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок. Ответ: _________________________________________
В2. Кто является главным героем рассказанной старухой Изергиль истории, отрывок из которой приводится в данном фрагменте? Ответ: _________________________________________
В3. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Грянул гром с небес…»)? Ответ: __________________________________________
В4. Как называется приём одушевления природы, например: «…листва вздыхала и шепталась…» Ответ: __________________________________________
В5. Как называется описание картин природы, с которого начинается данный фрагмент? Ответ: ___________________________________________
В6. К какому жанру принадлежит история, рассказанная старухой Изергиль? Ответ: ____________________________________________
В7. К какому литературному направлению, черты которого отразились, в частности, в произведении «Старуха Изергиль», был близок М. Горький в своём раннем творчестве? Ответ: ____________________________________________
В8. Каким термином называют какую-либо значимую и емкую подробность, важную для понимания цельного художественного образа (например, «холодные и гордые» глаза героя)? Ответ: _____________________________________________
В9. Как называется средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует персонажей: «черноволосую и нежную, как ночь», «сильный, как сама она», «глаза, как у царя птиц»? Ответ: _____________________________________________
В10. Определите, какой стилистический прием, свойственный поэтической речи, М. Горький использует в тексте: «И забыли о ней», «И, когда ее спросили», «И разговаривали с ним» и т.д.? Ответ: _____________________________________________
В11. Установите соответствие между тремя способами создания художественного образа и приведёнными примерами из текста. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРИМЕРЫ А) портрет 1) «А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого». Б) пейзаж 2) «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» В) несобственно- 3) «Ночь росла и крепла, наполняясь прямая речь странными, тихими звуками» 4) «А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слёз, ни слов, чтобы умолять о пощаде».
В12. Как называется средство иносказательной выразительности, использованное Горьким: «дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»? Ответ: ____________________________________________________
13. Установите соответствие между тремя основными персонажами произведения и их судьбой. К каждом позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ СУДЬБА А) Данко 1) наступил на сердце Б) Ларра 2) убит рукою Изергиль В) осторожный человек 3) вынул сердце, чтобы осветить путь людям 4) обречён на вечную жизнь
В14. Описывая скитания Ларры, Изергиль многократно использует один и тот же глагол. («И вот он ходит, ходит повсюду…И всё ищет, ходит, ходит…»). Как называется эта стилистическая фигура? Ответ: ____________________________________________
В15. Как называется намеренное преувеличение признаков и свойств предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»)? Ответ: ____________________________________________
В16. Судьбе Ларры в рассказе противопоставлен сюжет о Данко, пожертвовавшем собой во имя людей. Как называется резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении? Ответ: ___________________________________________
В17. Назовите термином вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («…за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»). Ответ: ___________________________________________
В18. Установите соответствие между героями произведения и доминирующими качествами их личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ А) Данко 1) крайний индивидуализм Б) Ларра 2) альтруизм В) старуха Изергиль 3) стремление к яркой, исключительной жизни 4) алчность
В19. Вместо одного названия предмета автор употребляет другое название, связанное с ним логической смежностью («Смотри – вон, тёмный, бежит степью!»). назовите это художественное средство. Ответ: ____________________________________________________
В20. Установите соответствие между тремя персонажами «Старухи Изергиль» и соответствующими цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ ЦИТАТЫ
А) Данко 1) «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» Б) Ларра 2) «мрачные все, как демоны. А ведь ты молодой и сильный» В) повествователь 3) «красивые – всегда смелы» 4) «всё лицо у него было изрублено крест-накрест саблями»
С1. Какие черты характера героя позволяет раскрыть данный фрагмент текста?
С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) звучит тема гордыни, тщеславия и «превосходства, быть может, мнимого» и чем эти произведения созвучны легенде о «сыне орла»? | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7273 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |