Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
Рассказ «Старуха Изергиль» (1895)
- Рассказ написан осенью 1894 года, относится к раннему (романтическому) периоду творчества М.Горького.
- Опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
- В рассказе отразились воспоминания Горького о Бессарабии.
Жанровое своеобразие и идея
- Жанровая природа рассказа «Старуха Изергиль» неоднозначна.
- Трёхступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра.
- Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированные, комментируются и оцениваются героями.
- Композиция раскрывает идею произведения: от образа эгоиста Ларры – через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) – к образу альтруиста Данко.
Сюжет и композиция
Основные сюжетные линии
Глава I. Легенда о Ларре
Глава II. История жизни Изергиль
Глава III. Легенда о Данко
Три сюжета объединены, идейно и художественно, типом сильной личности и темами свободы, нравственного выбора, подвига. Единство повествованию придаёт рамочный сюжет, «рассказ в рассказе».
Рамочный сюжет
- Вечерний разговор рассказчика со старухой Изергиль после сбора винограда на морском берегу в Бессарабии.
- Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца.
Два рассказчика
Автор-повествователь
|
Старуха Изергиль
|
Выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками
|
Рассказывает легенды о Ларре и Данко, историю собственной жизни
|
Образ Ларры
- Ларра – сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»). Он отличается гордостью, имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени.
- Ларра совершает преступление – убивает красивую девушку за то, что она оттолкнула его.
- В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен. На слова о том, что девушка не принадлежит ему, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим?».
- «Ему сказали на это, что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
- Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая его на полное одиночество: «Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нём самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!». Это подтверждают громом небесные силы. В итоге Ларра обречён на бессмертие и вечное одиночество.
- Сначала Ларра со смехом принимает своё наказание: он становится свободным подобно своему отцу. «Но отец его – не был человеком…А это – был человек». Жизнь без других людей оказывается невыносимой: Ларра жаждет смерти, но не может умереть.
Образ Данко
- Данко – красивый и смелый юноша. Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже готово было сдаться в плен, Данко берётся вывести людей на свободу. «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
- В пути люди стали роптать на Данко. Он упрекнул их: «А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!».
- Разъярённые словами Данко, люди решаются убить его. «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери».
- Но негодование Данко сменяется мучительной жалостью и любовью к людям. От этого чувства в груди его загорелось сердце. Он вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу.
- Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нём. Данко умирает. «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»
Оппозиция героев
Данко
|
Ларра
|
На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей
|
На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому
|
Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь
|
Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям
|
Герой: совершает подвиг
|
Антигерой: совершает преступление
|
Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше: ценят свободу, одиноки
|
Истории обоих заканчиваются трагически
|
Образ Изергиль
- Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно её именем названо произведение.
- На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание.
- Ларра и Данко – фигуры яркие, но условные и обобщённые. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности.
- Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А. Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013 |