"Старуха Изергиль"

    Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 – 1936)

 

Рассказ «Старуха Изергиль» (1895)

 

  • Рассказ написан осенью 1894 года, относится к раннему (романтическому) периоду творчества М.Горького.
  • Опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
  • В рассказе отразились воспоминания Горького о Бессарабии.

 

Жанровое своеобразие и идея

 

  • Жанровая природа рассказа «Старуха Изергиль» неоднозначна.
  • Трёхступенчатая композиция выводит рассказ за рамки традиционного жанра.
  • Две легенды (автор называет их сказками), сюжетно изолированные, комментируются и оцениваются героями.
  • Композиция раскрывает идею произведения: от образа эгоиста Ларры – через образ старухи Изергиль (идея гедонизма) – к образу альтруиста Данко.

 

Сюжет и композиция

 

Основные сюжетные линии

 

Глава I. Легенда о Ларре

 

Глава II. История жизни Изергиль

 

Глава III. Легенда о Данко

 

Три сюжета объединены, идейно и художественно, типом сильной личности и темами свободы, нравственного выбора, подвига. Единство повествованию придаёт рамочный сюжет, «рассказ в рассказе».

 

Рамочный сюжет

 

  • Вечерний разговор рассказчика со старухой Изергиль после сбора винограда на морском берегу в Бессарабии.
  • Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами: легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью; история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега; легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца.

 

Два рассказчика

 

Автор-повествователь

Старуха Изергиль

Выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками

Рассказывает легенды о Ларре и Данко, историю собственной жизни

 

Образ Ларры

 

  • Ларра – сын женщины и орла («глаза его были холодны и горды, как у царя птиц»). Он отличается гордостью, имя, которое значит «отверженный», он получает после изгнания из племени.
  • Ларра совершает преступление – убивает красивую девушку за то, что она оттолкнула его.
  • В разговоре со старейшинами племени раскрывается индивидуалистическая философия Ларры: он желает только брать, но ничего не отдавать взамен. На слова о том, что девушка не принадлежит ему, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим?».
  • «Ему сказали на это, что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым».
  • Наказанием для Ларры становится его же свобода, обрекающая его на полное одиночество: «Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нём самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!». Это подтверждают громом небесные силы. В итоге Ларра обречён на бессмертие и вечное одиночество.
  • Сначала Ларра со смехом принимает своё наказание: он становится свободным подобно своему отцу. «Но отец его – не был человеком…А это – был человек». Жизнь без других людей оказывается невыносимой: Ларра жаждет смерти, но не может умереть.

 

Образ Данко

 

  • Данко – красивый и смелый юноша. Когда его племя, изгнанное врагами в лес, где люди гибли от смертоносных испарений болот, уже готово было сдаться в плен, Данко берётся вывести людей на свободу. «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».
  • В пути люди стали роптать на Данко. Он упрекнул их: «А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!».
  • Разъярённые словами Данко, люди решаются убить его. «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери».
  • Но негодование Данко сменяется мучительной жалостью и любовью к людям. От этого чувства в груди его загорелось сердце. Он вырывает своё горящее сердце и освещает им дорогу.
  • Когда Данко выводит людей из леса, все забывают о нём. Данко умирает. «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

 

Оппозиция героев

 

Данко

Ларра

На первое место ставит счастье и благополучие людей: жертвует собственной жизнью ради спасения людей

На первое место ставит личные потребности: лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому

Осознание человеческой слабости вызывает жалость и желание помочь

Осознание человеческой слабости и собственной исключительности вызывает презрение к людям

Герой: совершает подвиг

Антигерой: совершает преступление

Сильные личности, соотносимые со «сверхчеловеком» Ницше: ценят свободу, одиноки

Истории обоих заканчиваются трагически

 

Образ Изергиль

 

  • Рассказ о жизни Изергиль занимает центральное место, именно её именем названо произведение.
  • На фоне обрамляющих историю Изергиль легенд о Ларре и Данко рассказ старухи о своей жизни приобретает легендарное звучание.
  • Ларра и Данко – фигуры яркие, но условные и обобщённые. Изергиль, живущая страстями, воплощает тип сильной личности в реальности.
  • Больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о подвиге: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».


Источник: http://Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах /Е.А. Титаренко, Е.Ф.Хадыко. - М.: Эксмо, 2013
Категория: М.Горький | Добавил: филолог (12.04.2014)
Просмотров: 6081 | Теги: ЕГЭ по литературе, М.Горьки, Старуха Изергиль, справочник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: