"Макар Чудра"

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Урок 1. М.Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького

 

1.Составьте план статьи учебника, посвящённой М.Горькому.

___________________________________________________________

 

2.Каков смысл строчек стихотворения В.Я. Брюсова «Романтикам»?

                        Вышли другие. Могучие силой хотений,

                        Вышли, чтоб рушить и строить на твёрдой земле, –

                        Но в их упорстве был отзвук и ваших стремлений,

                        В свете грядущего – луч, вас манивший во мгле!

___________________________________________________________

 

3.Выпишите детали портрета героя, свидетельствующие о его характере.

_________________________________________________________

 

4.Выпишите из текста фразы, отражающие размышления Макара Чудры о человеке, смысле его жизни, труде, вере.

 

О человеке

 

О смысле жизни

 

О труде

 

О «вероучителях»

 

 

5.Продолжите фразы

 

В вводной части рассказа сопоставлены два типа отношения к жизни. В основе первого из них, эскизно данного в образе рассказчика, – идея разумного, целенаправленного вмешательства в жизнь («учиться и учить»). Второй демонстрирует _______________________________________________

 

В рассказе сформулировано два разных понимания счастья. Первое – в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе всё, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: Бог не дал «строгому человеке» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело.

Второй тезис – ________________________________________________

 

6.Какие качества Лойко и Радды особенно выделяет в своём рассказе Макар Чудра? Заполните вторую и третью часть таблицы цитатами.

 

 

Лойко

Радда

Внешняя красота

 

 

Доброта, бескорыстие

 

 

Любовь к свободе

 

 

 

7.Каков характер любовного чувства, которое испытывают друг к другу Лойко и Радда?

________________________________________________________________

 

8.Почему Лойко и Радда, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают? __________________________________________________

_________________________________________________________________

 

9.Обрамлением рассказа является строгая гармония звуков. Какая мелодия звучит в рассказе? __________________________________________________

_________________________________________________________________

 

10.Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. Макар Чудра называет рассказчика соколом. Запишите символическое значение сокола в народной традиции.

Сокол ___________________________________________________________

 

11.«Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла», – слышим мы из уст Радды, разгневанной предложением магната. Какое символическое значение приобретает эта фраза? Запишите символическое значение образа орла.

Орёл ____________________________________________________________

 

12.Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы, поражает сердце Зобара. Какое символическое значение приобретает образ сердца в этих эпизодах?

__________________________________________________________________

 

13.Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые услышал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен. Выпишите сравнения, олицетворения, передающие настроения героев, детали пейзажа.

_____________________________________________________________

 

14.Совпадает ли авторская позиция с представлениями героев о счастье? Выпишите из текста рассказа слова, в которых находит отражение авторская позиция. Какова она?

___________________________________________________________

 

 

Урок 2. М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал.

 

1.В чём состоит сходство рассказчика из произведения «Макар Чудра» и Максима из «Моего спутника»?

__________________________________________________________________

 

2.Максим размышляет «о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко ушли вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их…». В чём состоит несчастье «вооружённых новой моралью людей»?

__________________________________________________________________

 

3.Запишите лексическое значение слова.

Стихийный ____________________________________________________

 

4.Композиция рассказа строится на сопоставлении двух типов отношения к действительности, выразителями которых являются, с одной стороны, рассказчик, а с другой – его спутник, воплощающий «стихийную» действительность в различных её проявлениях. Каковы взгляды Максима и Шакро? Выпишите из текста цитаты, позволяющие сопоставить взгляды Шакро и Максима.

 

 

Шакро – «человек-стихия»

Максим – герой, «вооружённый новой моралью»

Портреты героев

 

 

 

Отношение к простому народу

 

 

Взгляды на социальное устройство общества

 

 

Восприятие природы

 

 

 

Интересы героев

 

 

 

Отношение к христианскому учению

 

 

Отношение к спутнику

 

 

 

Отношение к женщине

 

 

 

Отношение к босякам

 

 

 

Моральные принципы

 

 

 

 

5.Почему Максим, несмотря ни на что, помогает Шакро? Выпишите из текста цитату – ответ на вопрос.

___________________________________________________________________

 

6.В «Моём спутнике» проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал является центральной. Это подтверждается и позднейшим высказыванием Горького о замысле рассказа: «Тревожное ощущение духовной оторванности интеллигенции – как разумного начала – от народной стихии всю жизнь более или менее настойчиво преследовало меня. В литературной работе моей я неоднократно касался этой темы, ею вызваны рассказы «Мой спутник» и другие».

Какое значение приобретает понятие «стихийное» в контексте высказывания М.Горького?

_________________________________________________________________

 

7.Почему рассказчик восхищён явлением грозы в степи и бури на море?

____________________________________________________________

 

8.Как вы поняли финальные слова рассказа: «Он научил меня многому, чему не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, – ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей»? В чём проявляется мудрость жизни?

___________________________________________________________

 

 

Урок 3. Защита рефератов

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания художественного образа? Приведите примеры из истории создания рассказа «Мой спутник».

_________________________________________________________________

 

2.Выпишите из рассказа «Макар Чудра» от слов «Мы и догадаться не успели…» до слов «Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!» синтаксические средства выразительности.

Укажите названия литературоведческих терминов.

____________________________________________________________

 

3.Выпишите из текста рассказа «Макар Чудра» примеры мыслей, выраженных в краткой, отточенной форме и имеющих характер самостоятельного изречения. Укажите название литературоведческого термина.

__________________________________________________________

 

4.Назовите стилистический приём: «Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер всё так же носил его шёпот по степи».

___________________________________________________________

Категория: М.Горький | Добавил: филолог (15.06.2015)
Просмотров: 9187 | Теги: Мой спутник, Горький, литература 8 класс, Макар Чудра | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: