Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Урок 1. М.Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького
1.Составьте план статьи учебника, посвящённой М.Горькому. ___________________________________________________________
2.Каков смысл строчек стихотворения В.Я. Брюсова «Романтикам»? Вышли другие. Могучие силой хотений, Вышли, чтоб рушить и строить на твёрдой земле, – Но в их упорстве был отзвук и ваших стремлений, В свете грядущего – луч, вас манивший во мгле! ___________________________________________________________
3.Выпишите детали портрета героя, свидетельствующие о его характере. _________________________________________________________
4.Выпишите из текста фразы, отражающие размышления Макара Чудры о человеке, смысле его жизни, труде, вере.
5.Продолжите фразы
В вводной части рассказа сопоставлены два типа отношения к жизни. В основе первого из них, эскизно данного в образе рассказчика, – идея разумного, целенаправленного вмешательства в жизнь («учиться и учить»). Второй демонстрирует _______________________________________________
В рассказе сформулировано два разных понимания счастья. Первое – в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе всё, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: Бог не дал «строгому человеке» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис – ________________________________________________
6.Какие качества Лойко и Радды особенно выделяет в своём рассказе Макар Чудра? Заполните вторую и третью часть таблицы цитатами.
7.Каков характер любовного чувства, которое испытывают друг к другу Лойко и Радда? ________________________________________________________________
8.Почему Лойко и Радда, исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, погибают? __________________________________________________ _________________________________________________________________
9.Обрамлением рассказа является строгая гармония звуков. Какая мелодия звучит в рассказе? __________________________________________________ _________________________________________________________________
10.Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. Макар Чудра называет рассказчика соколом. Запишите символическое значение сокола в народной традиции. Сокол ___________________________________________________________
11.«Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла», – слышим мы из уст Радды, разгневанной предложением магната. Какое символическое значение приобретает эта фраза? Запишите символическое значение образа орла. Орёл ____________________________________________________________
12.Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы, поражает сердце Зобара. Какое символическое значение приобретает образ сердца в этих эпизодах? __________________________________________________________________
13.Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые услышал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен. Выпишите сравнения, олицетворения, передающие настроения героев, детали пейзажа. _____________________________________________________________
14.Совпадает ли авторская позиция с представлениями героев о счастье? Выпишите из текста рассказа слова, в которых находит отражение авторская позиция. Какова она? ___________________________________________________________
Урок 2. М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал.
1.В чём состоит сходство рассказчика из произведения «Макар Чудра» и Максима из «Моего спутника»? __________________________________________________________________
2.Максим размышляет «о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко ушли вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их…». В чём состоит несчастье «вооружённых новой моралью людей»? __________________________________________________________________
3.Запишите лексическое значение слова. Стихийный ____________________________________________________
4.Композиция рассказа строится на сопоставлении двух типов отношения к действительности, выразителями которых являются, с одной стороны, рассказчик, а с другой – его спутник, воплощающий «стихийную» действительность в различных её проявлениях. Каковы взгляды Максима и Шакро? Выпишите из текста цитаты, позволяющие сопоставить взгляды Шакро и Максима.
5.Почему Максим, несмотря ни на что, помогает Шакро? Выпишите из текста цитату – ответ на вопрос. ___________________________________________________________________
6.В «Моём спутнике» проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал является центральной. Это подтверждается и позднейшим высказыванием Горького о замысле рассказа: «Тревожное ощущение духовной оторванности интеллигенции – как разумного начала – от народной стихии всю жизнь более или менее настойчиво преследовало меня. В литературной работе моей я неоднократно касался этой темы, ею вызваны рассказы «Мой спутник» и другие». Какое значение приобретает понятие «стихийное» в контексте высказывания М.Горького? _________________________________________________________________
7.Почему рассказчик восхищён явлением грозы в степи и бури на море? ____________________________________________________________
8.Как вы поняли финальные слова рассказа: «Он научил меня многому, чему не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, – ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей»? В чём проявляется мудрость жизни? ___________________________________________________________
Урок 3. Защита рефератов
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания художественного образа? Приведите примеры из истории создания рассказа «Мой спутник». _________________________________________________________________
2.Выпишите из рассказа «Макар Чудра» от слов «Мы и догадаться не успели…» до слов «Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!» синтаксические средства выразительности. Укажите названия литературоведческих терминов. ____________________________________________________________
3.Выпишите из текста рассказа «Макар Чудра» примеры мыслей, выраженных в краткой, отточенной форме и имеющих характер самостоятельного изречения. Укажите название литературоведческого термина. __________________________________________________________
4.Назовите стилистический приём: «Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер всё так же носил его шёпот по степи». ___________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 9187 | | |
Всего комментариев: 0 | |