"Бородино"

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1 / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – 4-е изд. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 112 с.

 

Урок 1. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

 

Заполните таблицу по ходу сообщений учителя и учащихся.

 

Биография М.Ю. Лермонтова

Мои замечания об услышанном

Основатель рода Лермонтовых Георг Лермонт

 

Михаил Васильевич Арсеньев, дед поэта по материнской линии

 

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта

 

Марья Михайловна, мать поэта

 

Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта

 

Первые поэтические опыты М.Ю. Лермонтова

 

Отношение М.Ю. Лермонтова к крепостным крестьянам

 

Первые учителя М.Ю. Лермонтова

 

Увлечение М.Ю. Лермонтова поэзией

 

Поездки на Кавказ

 

 

 

Урок 2. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

 

1.Заполните таблицу по ходу сообщений учителя и учащихся.

 

План

Мои замечания об услышанном

Герои Бородинского сражения 26 августа 1812 года

 

Значение Бородинского сражения

 

Художники и скульпторы, запечатлевшие Бородинское сражение

 

Прототипы героев стихотворения Лермонтова

 

 

2.Продолжите фразу.

 

Сегодня на уроке я узнал(а) ______________________________________

 

 

Урок 3. Средства художественной выразительности в стихотворении

 

1.Запишите лексические значения слов и словосочетаний.

 

Мусью – _____________________________________

Басурман – ___________________________________

Заутра – ______________________________________

Ломить стеною – ______________________________

Постоим головою – ____________________________

До конца стоять – ______________________________

Ушки на макушке – _____________________________

Рождён хватом – _______________________________

Нынешнее племя – _____________________________

 

2.Запишите слова, отражающие героизм, храбрость русских солдат, которые «постояли головою за родину свою».

_____________________________________________________

 

3.Запишите глаголы, передающие напряжённость боя.

____________________________________________________

 

4.Выпишите из указанных отрывков риторические восклицания. С какой целью в каждом случае они употребляются?

 

1 вариант. От начала стихотворения до слов «Есть разгуляться где на воле!»

2 вариант. От слов «Есть разгуляться где на воле!» до конца стихотворения.

______________________________________________

 

5.Чему уделяет большее внимание поэт – описанию боя или душевному состоянию его участников? Почему?

___________________________________________________

 

 

Урок 4. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Панорама «Бородинская битва» Ф.А. Рубо и стихотворение М.Ю. Лермонтова

 

1.Познакомьтесь с планом работы над сочинением-повествованием о событиях от лица их участника.

 

План работы

 

  1. Выберите героя, от имени которого будет идти повествование.
  2. Отберите факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.
  3. Во временной последовательности расположите отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика.
  4. Отберите слова, которые необходимо использовать в сочинении.

 

2.Запишите в правую часть таблицы рабочие материалы к сочинению по образцу.

 

Ключевые моменты Бородинского сражения, изображённые на панораме Ф.А. Рубо

Рабочие материалы к сочинению

Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова

Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии

 

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана

 

Семёновские (Багратионовы) флеши

 

Командный пункт Наполеона

 

Атака саксонских кирасир

 

Кавалерийский бой во ржи

 

Подвиг неизвестного героя

 

Горки – командный пункт русского главнокомандующего, фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова

 

Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы

 

 

3.Запишите комментарии к кадрам для фильма о сражении при Бородине.

_________________________________________________________

 

 

4.Запишите слова, которые необходимо будет использовать при написании сочинения, для того чтобы воссоздать дух эпохи.

_______________________________________________________

 

5.Запишите 3 – 4 предложения, которые могут стать началом сочинения.

_____________________________________________________

 

6.Запишите предложение, которым можно закончить сочинение.

__________________________________________________________

 



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч.1 / Ф.Е. Соловьёва; п
Категория: М.Ю. Лермонтов | Добавил: филолог (03.12.2017)
Просмотров: 1443 | Теги: Бородино, литература, 5 класс, Лермонтов | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: