Анализ стихотворения "Дума"

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Дума"

 
     Время создания
 
     Стихотворение было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год.
 
     Тема
 
     Главная тема стихотворения - человек и общество, судьба поколения. После поражения декабристов преследуется свободомыслие. Наступает эпоха "Николаевского безвременья". Общественное поведение людей меняется, появляется стремление замкнуться в себе, скрыть свои мысли и чувства, уйти в тень. Стихотворение Лермонтова - взгляд на поколение, которое "...под бременем познанья и сомненья в бездействии состарится...".
 
       Главная мысль (идея)
 
     Новое поколение не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет "позорное малодушие перед опасностью", является "презренными рабами перед властью". Участь разочарованных людей безотрадна:
 
     Толпой угрюмою и скоро позабытой
     Над миром мы пройдём без шума и следа,
     Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
     Ни гением начатого труда.
 
    Равнодушие к жизни - это духовная смерть человека. Такова горькая оценка Лермонтовым своего поколения.
 
      Поэтика
 
      Стихотворение "Дума" можно назвать элегией, в которой гражданская тема становится глубоко личной.
      Стихотворный метр - семи- и шестистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
      Тон стихотворения сдержанный, но в нём слышна горечь. Поэт безжалостно перечисляет всё то, мимо чего прошло в своей жизни его поколение, все потери. В стихотворении проявлен контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. 
     Каждое четверостишие - законченное предложение. С одной стороны - констатация состояния поколения, с другой - приговор ("его грядущее иль пусто, иль темно...", "...в бездействии состарится оно...").
     В стихотворении много метафор ("старость души", "жизнь-путь"). В первой части стихотворения используется традиционная форма элегического романтизма ("печально", "томит", "вянем") и слова философского и общественно-политического значения ("познанья", "сомненья", "добру", "злу", "рабы"). Выразительны резкие оценочные эпитеты ("постыдно", "позорно"). Многие строки стихотворения афористичны ("И ненавидим мы, и любим мы случайно...").
     Характерно такое построение строфы: сначала следует утверждение-приговор:
          Перед опасностью позорно-малодушны,
          И перед властию - презренные рабы...
     Затем следует яркое образное сравнение, продолжающее эмоциональное развитие этой же мысли:
           Так тощий плод, до времени созрелый,
           Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
           Висит между цветов, пришлец осиротелый,
           И час их красоты - его паденья час!
     Во второй части стихотворения появляется элегическая лексика. Эффект выразительности достигается с помощью игры "прозаизмов" и "поэтизмов" ("остаток" - "чувства"). Контраст усиливается употреблением слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".
     В последней части вновь меняется лексика. Теперь она носит философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судья", "гражданин".


Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник. - М.:Яуза-пресс, 2014
Категория: М.Ю. Лермонтов | Добавил: филолог (23.02.2014)
Просмотров: 4491 | Теги: М.Ю.Лермонтов, анализ стихотворения, дума, ЕГЭ по литературе | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: