Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "И скучно и грустно..."
Время создания
Стихотворение написано в 1840 году.
Тема
Тема стихотворения - одиночество, мука печальной, изверившейся души.
Главная мысль (идея)
За скептическим монологом скрывается не внутренняя пустота, а горькое убеждение в трагизме своего существования, в невозможности достигнутой гармонии между человеком и равнодушным миром.
Поэтика
Жанр стихотворения - элегия. Стихотворный метр - разностопный амфибрахий. Система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение насыщено эпитетами, придающими ему образность: "пустая шутка", "холодное вниманье", "сладкий недуг". В тексте много восклицательных знаков. Они также придают звучанию стихотворения повышенную эмоциональность, даже патетичность. В стихотворении присутствуют повторы: "и скучно и грустно, и некому руку подать", "и радость, и муки, и всё там ничтожно". Герой разочарован в жизни, он не видит смысла продолжения своего существования. Его не радуют окружающие, не приносят удовлетворения собственные мысли. Он делает вывод: жизнь - "глупая шутка". Ощущение бесполезности существования, быстротечности всего происходящего, смертельная скука - вот состояние лирического героя. Пессимистическая оценка собственного внутреннего несовершенства выражается в форме риторических вопросов: "Что пользы напрасно и вечно желать?", "Любить... но кого же?", "Что страсти?". Все проявления духовной жизни человека оказываются "напрасными", "ничтожными". В душе воцаряется пустота, а жизнь предстаёт бессмысленным и скучным существованием: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка... Такой жизнь видится лирическому герою в сравнении с идеальным представлением о её смысле и содержании. И этот идеал не подвергается им сомнению. Именно в сравнении с идеалом оценивает лирический герой свою жизнь. Сознание этого несоответствия обусловливает его настроение ("минута душевной невзгоды"). Проходит время молодости, расцвета, а вместе с ним исчезает возможность перемен: "А годы проходят - все лучшие годы!" Стихотворение метафорически разнообразно. Печальные мысли заключены в строгую, "холодным" разумом выстроенную конструкцию. Ритм меняется с изменением эмоции - проявление отчаяния и тревоги ведёт к этим изменениям. Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник. - М.:Яуза-пресс, 2014 | |
| |
Просмотров: 9415 | | |
Всего комментариев: 0 | |