"Мцыри"

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме.

 

1.Запишите названия произведений М.Ю. Лермонтова, изученных в 5 – 7 классах и прочитанных вами самостоятельно.

______________________________________________________________

 

2.Определите произведение М.Ю. Лермонтова по формулировке его художественной идеи.

 

Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится достичь недостижимое, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии.

_____________________________________________________________

 

Чувство патриотизма неотрывно от представлений о своём народе и его благоденствии.

_____________________________________________________________

 

3.Составьте тезисный план сообщения «М.Ю. Лермонтов и Кавказ» по материалам, изученным в 7 классе, и статьи учебника.

_____________________________________________________________

 

4.Анализ поэмы «Мцыри».

Исповедь Мцыри определяет композицию поэмы, занимая всё её пространство, кроме двух первых главок, в которых говорится о монастыре, присоединении Грузии к России, о жизни в неволе, побеге, возвращении героя.

Познакомьтесь с материалами таблицы «Композиция поэмы “Мцыри”». Заполните четвёртую часть таблицы, подобрав цитаты-названия.

 

Композиция поэмы «Мцыри»

Главки

Части композиции

События поэмы

Цитаты-названия частей поэмы

1 – 2

Авторская экспозиция

Рассказ о монастыре и о присоединении Грузии к России

 

 

 

Рассказ о «пленном» ребёнке, о его жизни в монастыре, о побеге, возвращении и начале исповеди

 

3 – 26

Исповедь героя

 

 

3 – 8

Лирическая экспозиция

Исповедь Мцыри

 

9 – начало 24

Основная часть поэмы

Рассказ о днях вне монастыря: встреча с грузинкой; поединок с барсом

 

24 – 26

Лирическое окончание монолога

Предсмертная просьба Мцыри

 

 

5.Каков смысл эпиграфа поэмы?

________________________________________________________________

 

6.Эпиграф поэмы напоминает о временах библейско-легендарных, в первой строфе пролога говорится уже о реально-достоверной старине – об истории древнего монастыря, грузинского народа, воссоединившегося с Россией и тем самым упрочившего свою безопасность. Вторая же глава переводит повествование из общеисторического плана, предмет которого – судьба государства и народа, в план индивидуально-личностный. Какое значение имеет такое изображение событий?

__________________________________________________________________

 

 

 

Тема. Художественная идя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

 

1.Что является символом неволи и живым его воплощением в поэме?

___________________________________________________________________

 

2.Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков – постоянное обращение к естественному, природному. Плен, несвобода – это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри?

____________________________________________________________________

 

3.В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает? Выпишите из глав 6, 7 ключевые слова, воссоздающие облик родины Мцыри.

____________________________________________________________________

 

4.В чём видит счастье Мцыри? Выпишите из главы 8 цитаты, содержание ответ на вопрос.

___________________________________________________________________

 

5.Рассказ о бегстве хронологически охватывает три дня пребывания героя на воле и приурочен к определённому периоду его жизни – совершеннолетию. В расцвете сил юноша проходит посвящения во взрослую жизнь. Христианское посвящение – пострижение в монахи с необходимым этапом послушничества, испытаний, странничества, страданий. Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Выпишите из 11 главы слова, соотнесённые с библейскими образами.

_______________________________________________________________

 

6.Какое символическое значение приобретает «дальнего колокола звон» (гл.20) в контексте рассказа о христианском посвящении Мцыри?

_______________________________________________________________

 

7.Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к курившемуся дымками аулу?

_______________________________________________________________

 

8.Барс – древнее тотемное животное многих народов Кавказа. Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

_______________________________________________________________

9.Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите из текста примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности.

__________________________________________________________________

 

10.Прослушайте сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии. Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»?

__________________________________________________________________

 

11.Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»?

__________________________________________________________________

 

12.Выпишите примеры звукописи из песни рыбки.

__________________________________________________________________

 

13.На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой (гл.21)?

__________________________________________________________________

 

14.В чём причина поражения Мцыри?

__________________________________________________________________

 

15.Сформулируйте художественную идею поэмы.

__________________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: М.Ю. Лермонтов | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 8513 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: