Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Тема. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме.
1.Запишите названия произведений М.Ю. Лермонтова, изученных в 5 – 7 классах и прочитанных вами самостоятельно. ______________________________________________________________
2.Определите произведение М.Ю. Лермонтова по формулировке его художественной идеи.
Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится достичь недостижимое, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины – непременное условие обретения гармонии. _____________________________________________________________
Чувство патриотизма неотрывно от представлений о своём народе и его благоденствии. _____________________________________________________________
3.Составьте тезисный план сообщения «М.Ю. Лермонтов и Кавказ» по материалам, изученным в 7 классе, и статьи учебника. _____________________________________________________________
4.Анализ поэмы «Мцыри». Исповедь Мцыри определяет композицию поэмы, занимая всё её пространство, кроме двух первых главок, в которых говорится о монастыре, присоединении Грузии к России, о жизни в неволе, побеге, возвращении героя. Познакомьтесь с материалами таблицы «Композиция поэмы “Мцыри”». Заполните четвёртую часть таблицы, подобрав цитаты-названия.
5.Каков смысл эпиграфа поэмы? ________________________________________________________________
6.Эпиграф поэмы напоминает о временах библейско-легендарных, в первой строфе пролога говорится уже о реально-достоверной старине – об истории древнего монастыря, грузинского народа, воссоединившегося с Россией и тем самым упрочившего свою безопасность. Вторая же глава переводит повествование из общеисторического плана, предмет которого – судьба государства и народа, в план индивидуально-личностный. Какое значение имеет такое изображение событий? __________________________________________________________________
Тема. Художественная идя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
1.Что является символом неволи и живым его воплощением в поэме? ___________________________________________________________________
2.Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков – постоянное обращение к естественному, природному. Плен, несвобода – это состояние противоестественное, далёкое от природы. Во имя чего бунтует Мцыри? ____________________________________________________________________
3.В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого. Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает? Выпишите из глав 6, 7 ключевые слова, воссоздающие облик родины Мцыри. ____________________________________________________________________
4.В чём видит счастье Мцыри? Выпишите из главы 8 цитаты, содержание ответ на вопрос. ___________________________________________________________________
5.Рассказ о бегстве хронологически охватывает три дня пребывания героя на воле и приурочен к определённому периоду его жизни – совершеннолетию. В расцвете сил юноша проходит посвящения во взрослую жизнь. Христианское посвящение – пострижение в монахи с необходимым этапом послушничества, испытаний, странничества, страданий. Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Выпишите из 11 главы слова, соотнесённые с библейскими образами. _______________________________________________________________
6.Какое символическое значение приобретает «дальнего колокола звон» (гл.20) в контексте рассказа о христианском посвящении Мцыри? _______________________________________________________________
7.Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к курившемуся дымками аулу? _______________________________________________________________
8.Барс – древнее тотемное животное многих народов Кавказа. Какой символический смысл приобретает схватка с барсом? _______________________________________________________________ 9.Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите из текста примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности. __________________________________________________________________
10.Прослушайте сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии. Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»? __________________________________________________________________
11.Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»? __________________________________________________________________
12.Выпишите примеры звукописи из песни рыбки. __________________________________________________________________
13.На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда. С чем сравнивает себя герой (гл.21)? __________________________________________________________________
14.В чём причина поражения Мцыри? __________________________________________________________________
15.Сформулируйте художественную идею поэмы. __________________________________________________________________ Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8513 | |
Всего комментариев: 0 | |