Анализ стихотворения "Смерть поэта"

М.Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

 

Время создания

 

         Основная часть «Смерти поэта» была написана 28 января 1837 года. Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. 7 февраля были написаны заключительные строки, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки…». Эти строки Лермонтов адресовал людям, которые оправдывали поведение Дантеса и Геккерна. За дни, отделяющие первую часть стихотворения от заключительных строк, произошло много событий. Лермонтов сумел полнее оценить масштаб национальной трагедии и обоснованно обвинить высшую знать в гибели поэта.

 

Тема

 

         Основные темы стихотворения: конфликт поэта и толпы, божественный дар поэта и его обречённость на гибель.

 

Главная мысль (идея)

 

         Хотя речь в стихотворении идёт о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречён на одиночество, которое не может вынести. Чуждый для поэта мир – причина его гибели.

 

Поэтика

 

         Жанр – лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (четырёх-, пяти-, шестистопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.

         В стихотворении выделяются три относительно самостоятельные части.

         Первая часть – описание чувств, вызванных гибелью поэта. Его убийство – неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». В первой строфе этой части изображён романтический образ Поэта.

         Очень важен такой образ: «невольник чести». Это цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». В нём отражены биографические подробности смерти Пушкина. И в то же время речь идёт не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Таково понимание чести Лермонтовым.

         Ещё одно ключевое слово второй строфы – «убийца». Он не противник, не неприятель, не дуэлянт. У убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы.

         Следующая часть стихотворения – именно элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Например, «сражённый, как и он, безжалостной рукой» – аналогия с Ленским.

         Вторая часть построена на антитезах, противопоставляющих «светскую чернь» поэту. В ней слышна скорбь автора о преждевременной смерти поэта:

                   Убит!.. к чему теперь рыданья,

                   Пустых похвал ненужный хор

                   И жалкий лепет оправданья?

                   Судьбы свершился приговор!

         Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» – «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» – «коварный шёпот насмешливых невежд», «угас светоч» – «приют певца угрюм».

         Финальная часть стихотворения – гневная и обличительная речь, обращённая к «светской черни». Лирический герой прямо выражает своё отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью проставленных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!», «наперсники разврата».

         Пафос стихотворения выражают такие приёмы: восклицания («Погиб поэт!», «Убит!»), повторы (значение «убит» повторяется в целом ряде слов: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сражённый», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно / Навёл удар»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде … и убит! Убит!», «Что ж? Веселитесь…»), эпитеты («гордой головой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой»); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок – они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него»); сравнение («как светоч»).   



Источник: http://ГИА. Литература: универсальный справочник / О.И. Нестерова. - М.: Яуза-пресс, 2014
Категория: М.Ю. Лермонтов | Добавил: филолог (13.06.2014)
Просмотров: 11654 | Теги: Лермонтов, Смерть Поэта, анализ стихотворения | Рейтинг: 2.8/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: