Анализ стихотворения "Три пальмы"
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Три пальмы" Время создания
Стихотворение написано в 1839 году.
Тема
"Три пальмы" - философское произведение. В нём поднимается вопрос о том, нужно ли покорно подчиняться судьбе или следует бороться с ней.
Главная мысль (идея)
Смысл есть в каждом существовании, вот только замысел Всевышнего нам неведом.
Поэтика
Жанр стихотворения - философская баллада, притча. Стихотворный метр - четырёхстопный амфибрахий, система рифмовки - параллельная, с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение начинается с яркой пейзажной зарисовки, наполненной красками ("под сенью зелёных ветвей", "под кущей зелёной", "роскошные листы"), звуками (слышим журчанье "звучного ручья"), осязательными ощущениями ("холодная волна" родника, "знойные лучи"). Прилагательные противопоставлены друг другу - жар лучей уравновешивается прохладой родника.
Поэт несколько раз подчёркивает, что пальм три. В стихотворении нет речи об одиночестве. Пальмы, обитательницы райского уголка, страдают не от одиночества, а от отсутствия, как им кажется, смысла в их жизни:
...странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной.
Ропот пальм услышан. И вот уже не одинокий путник, а целый караван устремляется "под сень зелёных листов".
Следующая картина, как и первая, занимает три строфы. Вторая пейзажная зарисовка ещё более наполнена красками: "в дали голубой", "песок золотой", "пестрели коврами покрытые вьюки", "узорные полы походных шатров", "смуглые руки", "чёрные очи", "вороной конь", "белой одежды красивые складки". Мы слышим "нестройные звуки" звонков, крики и звуки музыки. Это создаёт ощущение праздничности, полноты жизни. Но при этом "природные" цвета гостей оказываются тёмными: ручки "смуглые", очи "чёрные", а конь "вороной". Нарастает тревожность в описании.
Следующие три строфы - повествование о пребывании "нежданных гостей" в тени пальм. "Весёлый караван" нашёл защиту от знойных лучей, а пальмы, как им представляется, наконец-то обрели смысл жизни:
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Гордость пальм "насыщена", они оценены по достоинству, получили возможность "действовать", приносить пользу...
И резким диссонансом с этой картиной звучит следующая: показана безрадостная картина мучительной гибели "питомцев столетий":
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
Поэт олицетворяет пальмы: использует такие существительные, как "одежда" (вместо "листьев"), "тела" (вместо "стволы").
На следующее утро караван продолжил свой путь, бесстрастно, невозмутимо. Для описания этого поэт использует прилагательное "урочный" ("определённый", "условленный").
Последняя строфа стихотворения является ключом ко всему произведению. "И ныне..." - так она начинается. Непонятно, о каком времени идёт речь. Стихотворение имеет подзаголовок: "Восточное сказание". Значит, эта история запечатлена в вечности как напоминание о том, что промысел Всевышнего был скрыт от пальм, и их "роптание" привело к гибели. Они потеряли всё то, чем были богаты, из-за своей гордыни. Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник. - М.:Яуза-пресс, 2014 | |
| |
Просмотров: 7204 | | |
Всего комментариев: 0 | |