ТРИ ПАЛЬМЫ (Восточное сказание) В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!» И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня. И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети. Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом – Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит – Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним. (М.Ю. Лермонтов, 1839)
1. Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении («И стали три пальмы на Бога роптать… И только замолкли»)? Ответ:_______________________________________________________
2. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («Одежду их сорвали малые дети, // Изрублены были тела их потом»). Ответ:_______________________________________________________
3.Каким термином обозначают стилистический прием, заключающийся в одинаковом начале каждой строки («И конь на дыбы подымался порой, // И прыгал, как барс, пораженный стрелой; // И белой одежды красивые складки …»)? Ответ: ___________________________________________________
4. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков («Но только что сумрак на землю упал,// По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий! //Одежду их сорвали малые дети, //Изрублены были тела их потом, //И медленно жгли их до утра огнем»)? Ответ: ____________________________________________________
5. Назовите художественный прием, использованный в строках: «И шел, колыхаясь, как в море челнок, // Верблюд за верблюдом, взрывая песок». Ответ: ______________________________________________________
С1. В чем смысл истории, рассказанной в лермонтовском стихотворении «Три пальмы»?
С2. В произведениях каких русских поэтов проявилась отличительная черта лермонтовского творчества – психологизм – и чем эти произведения созвучны стихотворению «Три пальмы»? С3. Каким настроением пронизано восточное сказание М.Ю. Лермонтова?
| |
| |
Просмотров: 3703 | | |
Всего комментариев: 0 | |