Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Задания уровня А
Вариант 1
- В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. Кем из них рассказана каждая часть романа? Дайте характеристику каждому рассказчику.
- Объясните смысл названия произведения, анализируя Предисловие к роману «Герой нашего времени».
Вариант 2
- В.Г. Белинский открыл художественный принцип лермонтовского психологизма. Он пишет, что автор ведёт читателя от загадки к разгадке, от поступка к его мотивации. Докажите, что таким способом создан образ главного героя.
- Вспомните слова А.С. Пушкина об Онегине: «Но дико светская вражда боится ложного стыда». Сравните в этом отношении Онегина и Печорина.
Вариант 3
- Печорин называет себя «нравственным калекой», потому что так половина души, в которой жили лучшие его качества, умерла. Покажите влияние общества на формирование характера Печорина. Составьте тезисный план ответа.
- В.Г. Белинский, сравнивая Онегина и Печорина, говорит: «…в дорогах разница, а результат один». Объясните это высказывание.
Задания уровня В
Вариант 1
- Определите жанровое своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Охарактеризуйте исповедальность романа как его особенность.
- Покажите противостояние психологической пары Печорин – Грушницкий, составив план сопоставительной характеристики героев.
Вариант 2
- Перечислите черты романтизма и реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Охарактеризуйте женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Как к героиням относится Печорин?
Вариант 3
- Как характеризует Печорина последняя встреча с Максимом Максимычем?
- Как в образе Печорина продолжается линия «лишнего» человека?
Задания уровня С
Вариант 1
- Объясните, с какой целью автор вводит в роман образ Вернера?
- Охарактеризуйте особенности портрета героев произведения М.Ю. Лермонтова. Дайте сравнительные портретные характеристики персонажам «Героя нашего времени» и Пугачёву, Екатерине II в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Что общего в создании портретов А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым и чем они отличаются?
Вариант 2
- Какова роль пейзажа в «Герое нашего времени»? Когда и с какой целью обращается к нему автор?
- Как изображено русское офицерство в романе? Составьте цитатным план ответа.
Вариант 3
- Почему именно глава «Фаталист» – разгадка всего романа? Какая сила привела думающего человека, привыкшего во всём отдавать себе отчёт, всё подвергать трезвому анализу, к признанию необходимости своего индивидуалистического отношения к миру?
- Сравните характеристику, данную М.Ю. Лермонтовым своему поколению в стихотворении «Дума», с оценкой им «водяного общества» в романе «Герой нашего времени». Составьте тезисный план ответа.
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |