Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Начальная летопись», «Повесть временных лет»
Уровень А
Вариант 1
- Объясните, когда и как зародились летописи. Где и кем велись записи, как хранились летописи?
- Какие исторические события нашли отражение в «Начальной летописи»? Приведите примеры из текста.
Вариант 2
- Докажите, что русская летопись является жанром исторического повествования.
- Какое значение в древнерусском летописании имеет «Повесть временных лет»? Кто её автор и составитель? Что вы о нём знаете?
Вариант 3
- Как летописец объясняет связь и родство, единство славянского и русского народов?
- Как в «Повести временных лет» рассказывается о Кирилле и Мефодии? По чьей просьбе и для кого они начали составлять азбуку?
Уровень В
Вариант 1
- Какие аргументы в свою пользу приводили противники богослужения на славянском языке? Как им возражал папа римский?
- Расскажите, как Олег в 907 году взял Царьград. Какой военной хитростью напугал греков? Почему прибил свой щит к вратам Царьграда?
Вариант 2
- Прокомментируйте фразу летописца: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными». Прочтите в полном тексте «Повести временных лет» объяснение этому прозвищу.
- Сравните описание смерти Олега в «Начальной летописи» и «Повести временных лет».
Вариант 3
- За что деревляне убили князя Игоря, которому ежегодно платили дань? Почему, испугавшись содеянного, они решили послать лучших мужей сватать Ольгу, вдову Игоря, за деревлянского князя Мала?
- Какое значение имеет легенда о посещении Русской земли апостолом Андреем? Почему летописец считал необходимым поместить её в текст своего повествования? Что рассказывается о посещении Апостолом Андреем того места, где потом возник Киев? Что повествуется о нравах новгородцев? До земель каких славянских народов доходил с проповедью христианства апостол Андрей?
Уровень С
Вариант 1
- Почему книги приносят «великую пользу душе»? Как князь Ярослав распространял книжное слово? Где, в каком городе, в каком храме собрал уникальную библиотеку?
- Прочтите в «Повести временных лет», как Ольга осаждала Искоростень – главный город деревлян. Как она перехитрила осаждённых? Как Ольга трижды отомстила за смерть мужа?
Вариант 2
- Как в летописи описано начало княжения Святослава, сына Игорева? Проанализируйте этот эпизод. Как воспитывали княжеских детей?
- Расскажите об осаде печенегами города Белгорода в 997 году. Почему князь Владимир не мог им помочь и освободить их? Каким образом некий старец, не присутствовавший на вече, сумел обхитрить печенегов и снять осаду с города? Какое значение имеет притча о белгородском киселе?
Вариант 3
- Как в летописи изображается строительная деятельность Ярослава в Киеве?
- Как летописец оценивает деятельность Владимира, крестившего Русь, и его сына Ярослава, засеявшего «книжными словами сердца верующих людей»?
«Повесть о разорении Рязани Батыем», былина «Авдотья Рязаночка»
Уровень А
Вариант 1
- Какие требования безбожный царь Батый предъявил рязанскому князю Юрию Ингваревичу? Что значит отдать «десятую долю во всем»?
- В чём заключалась миссия Федора Юрьевича? С какой целью он идёт в стан к Батыю? Почему несёт с собой многие дары?
Вариант 2
- Сдержал ли Батый своё обещание «не воевать Рязань»? Почему Батый был уверен в своей силе и «хвалился-грозился повоевать всю русскую землю»?
- Почему на требование Батыя:
– Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей.
Федор Юрьевич ответил:
– Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь.
Как этот ответ характеризует князя Федора Юрьевича?
Вариант 3
- Как и за что погиб в стане Батыя князь Федор Юрьевич Рязанский?
- Почему княгиня Евпраксия «бросилась… из превысокого терема своего с сыном своим Иваном прямо на землю и разбилась до смерти»? Объясните, почему автор повествования не высказывает своего осуждения относительно её поступка?
Уровень В
Вариант 1
- Расскажите о сражении в пределах Рязанского княжества и об осаде Рязани.
- Как в повести описано взятие Рязани Батыем? Докажите, что во многих частях это повествование по форме напоминает плач. Приведите примеры, проанализируйте их.
Вариант 2
- Расскажите о подвиге дружины Евпатия Коловрата. Почему его не было в Рязани во время сдачи города? Откуда вернулся Коловрат с дружиной?
- Охарактеризуйте Хостоврула, шурина Батыя. Почему именно его посылает Батый против Евпатия Коловрата?
Вариант 3
- Расскажите о смерти Евпатия Коловрата. Прокомментируйте слова из повести: «И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его». Что такое «пороки», из которых убили героя? Как данном контексте надо понимать слово «едва»? Подберите к нему синонимы.
- Почему в былине «Авдотья Рязаночка» царь татарский возвращает героине не только её родных, но и всех рязанских пленников? Как изображена сила русского духа в былине и в повести? Почему в былине происходит примирение между русскими и татарами? Прокомментируйте слова:
И тут полоняники-рязанцы
Как от тяжкого сна пробудились,
В пояс Орде поклонились,
Молвили родным гласом:
– Мир тебе, ордынское сердце,
Мир вашим детям и внукам!
Уровень С
Вариант 1
- Охарактеризуйте плач Ингваря Ингваревича по убитым родственникам и землякам. Какие слова говорит он в адрес каждого?
- Сравните описание взятия Рязани Батыем в летописи, «Повести о разорении Рязани Батыем» и в былине «Авдотья Рязаночка». Как Авдотья разом лишилась мужа, брата и сына?
Вариант 2
- Какие почести воздал Ингварь Ингваревич погибшим? Почему икона великого чудотворца Николы зовётся Заразской? Как автор объясняет это слово в «Повести о разорении Рязани Батыем?
- Почему Авдотья, героиня былины «Авдотья Рязаночка», решает:
Я пойду вслед Орды, вслед татарской,
Пойду по костям по горелым,
По дорогам пойду разоренным.
Дойду до Орды до проклятой,
Найду и мужа и брата,
Найду своего милого сына!
Как описан путь Авдотьи в орду? Почему её можно назвать героиней?
Вариант 3
- Прокомментируйте слова Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»), сказанные над телом Евпатия:
– О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиной, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего.
Докажите, что традиция уважительного отношения к сильному и смелому противнику пришла в древнерусскую литературу из фольклора.
- Почему царище татарский предлагает Авдотье, героине баллады «Авдотья Рязаночка», выбрать одного из её близких: мужа, брата или сына? Оцените выбор и решение Авдотьи:
Слушай мое рассуждение,
Не гляди на мои горькие слезы.
Я в другой раз могу замуж выйти,
Значит, мужа другого добуду.
Я в другой раз могу дитя родити,
Значит, сына другого добуду.
Только брата мне не добыти,
Брата человеку негде взяти…
Челом тебе бью, царь татарский,
Отпусти на Русь со мной брата!
«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»
Уровень А
Вариант 1
- Кто автор повествования? Что он сообщает о себе? Что значит слово «самовидец»?
- Когда жил Александр Невский? Чем он знаменит? Когда была создана повесть?
Вариант 2
- В чём состоял злой умысел Андреяша, магистра Ливонского ордена? Почему ливонцы хотели завоевать земли князя Александра? Какие земли имеются в виду? Где в это время княжил Александр?
- Как в повести изображена подготовка Александра к сражению? Почему автор столь подробно пишет о его молитве перед боем?
Вариант 3
- Что означают слова Александра, сказанные дружине: «Не в силе Бог, но в правде»? Докажите, что князь борется за правду.
- Какое значение имеет видение старейшине Пелгусию? Почему оно помогло Александру принять решение?
Уровень В
Вариант 1
- Какую помощь князю Александру оказали святые Борис и Глеб? Как он узнал об их заступничестве?
- Расскажите о «шести мужах храбрых», которые явились в полку Александра и «славно бились».
Вариант 2
- Как в повести описана битва на Чудском озере? Против кого и почему воюет Александр?
- Какое значение в повести имеют сравнения, взятые из Библии? Как они помогают создать образ князя? Приведите примеры, прокомментируйте их.
Вариант 3
- Когда и за что князь Александр получает прозвище Невский? Какое значение для северных русских земель имели выигранные им битвы?
- Объясните, почему борьба с иноземцами была борьбой за веру.
Уровень С
Вариант 1
- Почему Батый не сумел покорить новгородское княжество? С какой целью князь Александр в первый раз едет в орду?
- Что такое ханский ярлык? Какие права он давал князю? Почему русские князья вынуждены были ездить в орду для получения ярлыка?
Вариант 2
- Почему князь Александр Невский, чтобы «отмолить людей от беды», второй раз едет в орду? О какой беде, то есть повинности для русских, идёт речь?
- Как в повести описаны смерть и погребение князя? Почему умер князь? Как народное мнение объясняет причины его смерти?
Вариант 3
- Почему о смерти Александра Невского в повести сказано: «…зашло солнце земли Суздальской»? Как он был связан с этой землёй? Где погребён Александр Невский?
- Определите, как в повести сочетаются особенности жанра житий и военных повестей. Приведите примеры, прокомментируйте их.
«Житие Сергия Радонежского»
Уровень А
Вариант 1
- Житие Сергия Радонежского впервые изложено его учеником Епифанием Премудрым, который писал: «Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и списателем, и сказателем, и послушателем». Какое значение Епифаний придаёт житиям святых?
- Что вы знаете о родине преподобного Сергия, его родителях, семье? Почему Варфоломея называли младенцем-постником?
Вариант 2
- Каково было детское горе Варфоломея? Почему он не мог усвоить грамоту? Что в его судьбе изменила встреча с дивным старцем? Почему об успехах в учении молятся преподобному Сергию?
- Расскажите о том, как братья Стефан и Варфоломей водворяются в пустыни. Почему Стефан оставляет брата и уходит?
Вариант 3
- Расскажите о том, как Варфоломей был пострижен в монаха Сергия. Каковы были его первые духовные подвиги?
- Что разглашала народная молва о пустыннике Радонежском? Кто были первые пришельцы и сподвижники Сергия?
Уровень В
Вариант 1
- Что представляла из себя обитель двунадесяти? Каковы были порядки в пустыни? Почему Стефан возвращается к Сергию?
- Расскажите о пустынной нищете, в которой пребывал преподобный Сергий (о богослужении с лучиной, о гнилом хлебе и т.д.)
Вариант 2
- Почему братия начала роптать на Сергия? Как они чудом спаслись от голода и обрели чудотворный источник?
- Расскажите о чудесах, которыми прославился преподобный Сергий. Почему к нему начали стекаться насельники будущего монастыря? Каково было устройство общежития, в чём заключалось послушание Сергия?
Вариант 3
- Почему преподобного Сергия называют печальником земли Русской? С какой целью к Сергию приезжает князь Дмитрий Иванович (Донской)? Что предсказывает ему и русскому воинству преподобный Сергий?
- Расскажите о русских схимниках, участниках битвы с Мамаем, и о татарском богатыре.
Уровень С
Вариант 1
- Какова была молитвенная помощь преподобного Сергия в день Куликовской битвы?
- Почему преподобного Сергия называют умиротворителем князей? Какова его роль и помощь Дмитрию Донскому в политическом устроении государства, в усилении Москвы и её единовластии?
Вариант 2
- Расскажите о последних годах преподобного Сергия, о его учениках и собеседниках, о явлении ему при жизни Небесной Гостьи – Божией Матери.
- Расскажите о кончине преподобного Сергия, о чудесах, явленных после его смерти. Где погребён преподобный Сергий? Почему его мощи являются предметом поклонения и поныне?
Вариант 3
- Докажите, что жития святых являются историческими повествованиями. Каковы художественные особенности жанра житий?
- Какова роль нравственного поучения на страницах житий? Почему Б.К. Зайцев в XX веке делает новое переложение жития преподобного Сергия?
Источник: http://Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005 |