Древнерусская литература

Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Начальная летопись», «Повесть временных лет»

 

Уровень А

 

Вариант 1

  1. Объясните, когда и как зародились летописи. Где и кем велись записи, как хранились летописи?
  2. Какие исторические события нашли отражение в «Начальной летописи»? Приведите примеры из текста.

 

Вариант 2

  1. Докажите, что русская летопись является жанром исторического повествования.
  2. Какое значение в древнерусском летописании имеет «Повесть временных лет»? Кто её автор и составитель? Что вы о нём знаете?

 

Вариант 3

  1. Как летописец объясняет связь и родство, единство славянского и русского народов?
  2. Как в «Повести временных лет» рассказывается о Кирилле и Мефодии? По чьей просьбе и для кого они начали составлять азбуку?

 

Уровень В

 

Вариант 1

  1. Какие аргументы в свою пользу приводили противники богослужения на славянском языке? Как им возражал папа римский?
  2. Расскажите, как Олег в 907 году взял Царьград. Какой военной хитростью напугал греков? Почему прибил свой щит к вратам Царьграда?

 

Вариант 2

  1. Прокомментируйте фразу летописца: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными». Прочтите в полном тексте «Повести временных лет» объяснение этому прозвищу.
  2. Сравните описание смерти Олега в «Начальной летописи» и «Повести временных лет».

 

Вариант 3

  1. За что деревляне убили князя Игоря, которому ежегодно платили дань? Почему, испугавшись содеянного, они решили послать лучших мужей сватать Ольгу, вдову Игоря, за деревлянского князя Мала?
  2. Какое значение имеет легенда о посещении Русской земли апостолом Андреем? Почему летописец считал необходимым поместить её в текст своего повествования? Что рассказывается о посещении Апостолом Андреем того места, где потом возник Киев? Что повествуется о нравах новгородцев? До земель каких славянских народов доходил с проповедью христианства апостол Андрей?

 

Уровень С

 

Вариант 1

  1. Почему книги приносят «великую пользу душе»? Как князь Ярослав распространял книжное слово? Где, в каком городе, в каком храме собрал уникальную библиотеку?
  2. Прочтите в «Повести временных лет», как Ольга осаждала Искоростень – главный город деревлян. Как она перехитрила осаждённых? Как Ольга трижды отомстила за смерть мужа?

 

Вариант 2

  1. Как в летописи описано начало княжения Святослава, сына Игорева? Проанализируйте этот эпизод. Как воспитывали княжеских детей?
  2. Расскажите об осаде печенегами города Белгорода в 997 году. Почему князь Владимир не мог им помочь и освободить их? Каким образом некий старец, не присутствовавший на вече, сумел обхитрить печенегов и снять осаду с города? Какое значение имеет притча о белгородском киселе?

Вариант 3

  1. Как в летописи изображается строительная деятельность Ярослава в Киеве?
  2. Как летописец оценивает деятельность Владимира, крестившего Русь, и его сына Ярослава, засеявшего «книжными словами сердца верующих людей»?

 

«Повесть о разорении Рязани Батыем», былина «Авдотья Рязаночка»

 

Уровень А

 

Вариант 1

  1. Какие требования безбожный царь Батый предъявил рязанскому князю Юрию Ингваревичу? Что значит отдать «десятую долю во всем»?
  2. В чём заключалась миссия Федора Юрьевича? С какой целью он идёт в стан к Батыю? Почему несёт с собой многие дары?

 

Вариант 2

  1. Сдержал ли Батый своё обещание «не воевать Рязань»? Почему Батый был уверен в своей силе и «хвалился-грозился повоевать всю русскую землю»?
  2. Почему на требование Батыя:

– Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей.

         Федор Юрьевич ответил:

         – Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь.

         Как этот ответ характеризует князя Федора Юрьевича?

 

Вариант 3

  1. Как и за что погиб в стане Батыя князь Федор Юрьевич Рязанский?
  2. Почему княгиня Евпраксия «бросилась… из превысокого терема своего с сыном своим Иваном прямо на землю и разбилась до смерти»? Объясните, почему автор повествования не высказывает своего осуждения относительно её поступка?

 

Уровень В

 

Вариант 1

  1. Расскажите о сражении в пределах Рязанского княжества и об осаде Рязани.
  2. Как в повести описано взятие Рязани Батыем? Докажите, что во многих частях это повествование по форме напоминает плач. Приведите примеры, проанализируйте их.

 

Вариант 2

  1. Расскажите о подвиге дружины Евпатия Коловрата. Почему его не было в Рязани во время сдачи города? Откуда вернулся Коловрат с дружиной?
  2. Охарактеризуйте Хостоврула, шурина Батыя. Почему именно его посылает Батый против Евпатия Коловрата?

 

Вариант 3

  1. Расскажите о смерти Евпатия Коловрата. Прокомментируйте слова из повести: «И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его». Что такое «пороки», из которых убили героя? Как данном контексте надо понимать слово «едва»? Подберите к нему синонимы.
  2. Почему в былине «Авдотья Рязаночка» царь татарский возвращает героине не только её родных, но и всех рязанских пленников? Как изображена сила русского духа в былине и в повести? Почему в былине происходит примирение между русскими и татарами? Прокомментируйте слова:

И тут полоняники-рязанцы

Как от тяжкого сна пробудились,

В пояс Орде поклонились,

Молвили родным гласом:

– Мир тебе, ордынское сердце,

Мир вашим детям и внукам!

 

Уровень С

 

Вариант 1

  1. Охарактеризуйте плач Ингваря Ингваревича по убитым родственникам и землякам. Какие слова говорит он в адрес каждого?  
  2. Сравните описание взятия Рязани Батыем в летописи, «Повести о разорении Рязани Батыем» и в былине «Авдотья Рязаночка». Как Авдотья разом лишилась мужа, брата и сына?

 

Вариант 2

  1. Какие почести воздал Ингварь Ингваревич погибшим? Почему икона великого чудотворца Николы зовётся Заразской? Как автор объясняет это слово в «Повести о разорении Рязани Батыем?
  2. Почему Авдотья, героиня былины «Авдотья Рязаночка», решает:

Я пойду вслед Орды, вслед татарской,

Пойду по костям по горелым,

По дорогам пойду разоренным.

Дойду до Орды до проклятой,

Найду и мужа и брата,

Найду своего милого сына!

         Как описан путь Авдотьи в орду? Почему её можно назвать героиней?

 

Вариант 3

  1. Прокомментируйте слова Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»), сказанные над телом Евпатия:

– О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиной, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы его у самого сердца своего.

Докажите, что традиция уважительного отношения к сильному и смелому противнику пришла в древнерусскую литературу из фольклора.

  1. Почему царище татарский предлагает Авдотье, героине баллады «Авдотья Рязаночка», выбрать одного из её близких: мужа, брата или сына? Оцените выбор и решение Авдотьи:

Слушай мое рассуждение,

Не гляди на мои горькие слезы.

Я в другой раз могу замуж выйти,

Значит, мужа другого добуду.

Я в другой раз могу дитя родити,

Значит, сына другого добуду.

Только брата мне не добыти,

Брата человеку негде взяти…

Челом тебе бью, царь татарский,

Отпусти на Русь со мной брата!

 

 

«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

 

Уровень А

 

Вариант 1

  1. Кто автор повествования? Что он сообщает о себе? Что значит слово «самовидец»?
  2. Когда жил Александр Невский? Чем он знаменит? Когда была создана повесть?

 

Вариант 2

  1. В чём состоял злой умысел Андреяша, магистра Ливонского ордена? Почему ливонцы хотели завоевать земли князя Александра? Какие земли имеются в виду? Где в это время княжил Александр?
  2. Как в повести изображена подготовка Александра к сражению? Почему автор столь подробно пишет о его молитве перед боем?

 

Вариант 3

  1. Что означают слова Александра, сказанные дружине: «Не в силе Бог, но в правде»? Докажите, что князь борется за правду.
  2. Какое значение имеет видение старейшине Пелгусию? Почему оно помогло Александру принять решение?

 

Уровень В

 

Вариант 1

  1. Какую помощь князю Александру оказали святые Борис и Глеб? Как он узнал об их заступничестве?
  2. Расскажите о «шести мужах храбрых», которые явились в полку Александра и «славно бились».

 

Вариант 2

  1. Как в повести описана битва на Чудском озере? Против кого и почему воюет Александр?
  2. Какое значение в повести имеют сравнения, взятые из Библии? Как они помогают создать образ князя? Приведите примеры, прокомментируйте их.

 

Вариант 3

  1. Когда и за что князь Александр получает прозвище Невский? Какое значение для северных русских земель имели выигранные им битвы?
  2. Объясните, почему борьба с иноземцами была борьбой за веру.

 

Уровень С

 

Вариант 1

  1. Почему Батый не сумел покорить новгородское княжество? С какой целью князь Александр в первый раз едет в орду?
  2. Что такое ханский ярлык? Какие права он давал князю? Почему русские князья вынуждены были ездить в орду для получения ярлыка?

 

Вариант 2

  1. Почему князь Александр Невский, чтобы «отмолить людей от беды», второй раз едет в орду? О какой беде, то есть повинности для русских, идёт речь?
  2. Как в повести описаны смерть и погребение князя? Почему умер князь? Как народное мнение объясняет причины его смерти?

 

Вариант 3

  1. Почему о смерти Александра Невского в повести сказано: «…зашло солнце земли Суздальской»? Как он был связан с этой землёй? Где погребён Александр Невский?
  2. Определите, как в повести сочетаются особенности жанра житий и военных повестей. Приведите примеры, прокомментируйте их.

«Житие Сергия Радонежского»

 

Уровень А

 

Вариант 1

  1. Житие Сергия Радонежского впервые изложено его учеником Епифанием Премудрым, который писал: «Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и списателем, и сказателем, и послушателем». Какое значение Епифаний придаёт житиям святых?
  2. Что вы знаете о родине преподобного Сергия, его родителях, семье? Почему Варфоломея называли младенцем-постником?

 

Вариант 2

  1. Каково было детское горе Варфоломея? Почему он не мог усвоить грамоту? Что в его судьбе изменила встреча с дивным старцем? Почему об успехах в учении молятся преподобному Сергию?
  2. Расскажите о том, как братья Стефан и Варфоломей водворяются в пустыни. Почему Стефан оставляет брата и уходит?

 

Вариант 3

  1. Расскажите о том, как Варфоломей был пострижен в монаха Сергия. Каковы были его первые духовные подвиги?
  2. Что разглашала народная молва о пустыннике Радонежском? Кто были первые пришельцы и сподвижники Сергия?

 

Уровень В

 

Вариант 1

  1. Что представляла из себя обитель двунадесяти? Каковы были порядки в пустыни? Почему Стефан возвращается к Сергию?
  2. Расскажите о пустынной нищете, в которой пребывал преподобный Сергий (о богослужении с лучиной, о гнилом хлебе и т.д.)

 

Вариант 2

  1. Почему братия начала роптать на Сергия? Как они чудом спаслись от голода и обрели чудотворный источник?
  2. Расскажите о чудесах, которыми прославился преподобный Сергий. Почему к нему начали стекаться насельники будущего монастыря? Каково было устройство общежития, в чём заключалось послушание Сергия?

 

Вариант 3

  1. Почему преподобного Сергия называют печальником земли Русской? С какой целью к Сергию приезжает князь Дмитрий Иванович (Донской)? Что предсказывает ему и русскому воинству преподобный Сергий?
  2. Расскажите о русских схимниках, участниках битвы с Мамаем, и о татарском богатыре.

 

Уровень С

 

Вариант 1

  1. Какова была молитвенная помощь преподобного Сергия в день Куликовской битвы?
  2. Почему преподобного Сергия называют умиротворителем князей? Какова его роль и помощь Дмитрию Донскому в политическом устроении государства, в усилении Москвы и её единовластии?

 

Вариант 2

  1. Расскажите о последних годах преподобного Сергия, о его учениках и собеседниках, о явлении ему при жизни Небесной Гостьи – Божией Матери.
  2. Расскажите о кончине преподобного Сергия, о чудесах, явленных после его смерти. Где погребён преподобный Сергий? Почему его мощи являются предметом поклонения и поныне?

 

Вариант 3

  1. Докажите, что жития святых являются историческими повествованиями. Каковы художественные особенности жанра житий?
  2. Какова роль нравственного поучения на страницах житий? Почему Б.К. Зайцев в XX веке делает новое переложение жития преподобного Сергия?


Источник: http://Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 8 класс. Лейфман И.М. – Москва, 2005
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (17.04.2022)
Просмотров: 364 | Теги: Древнерусская литература, былина, начальная летопись, литература 8 класс, Авдотья Рязаночка, Повесть о разорении, Повесть временных лет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: