Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Тема. Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»
1.Прочитайте статьи учебника «Исторические песни и летописи», «Исторические песни и былины». Заполните третью часть таблицы «Отличия исторических песен от летописи и былины».
2.Прочитайте статью учебника «Темы и герои. XVI век». Заполните вторую часть таблицы.
3.Запишите имя русского художника, автора картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» ____________
4.Запишите лексическое значение слов.
Клирос ___________________________________________ Самодержавие _____________________________________ Самодержец _______________________________________
5.Исследовательская работа с текстом
В песне, изображающей переживания героя, его внутренний мир, присутствуют элементы лиризма, объединяющего лирические и исторические песни. Заполните вторую часть таблицы примерами.
6.Каким предстаёт Иван Грозный в исторических песнях? Продолжите фразу. В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный – мудрый правитель и военачальник.______________________________________
Тема. Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»
1.Прочитайте статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». Заполните вторую часть таблицы.
2.Каковы особенности композиции песни «Плач Ксении»?
1 часть _____________________________________________ 2 часть _____________________________________________
3.Выпишите из первой части слова, передающие беспомощность, чистоту и невинность поэтического образа перепёлки. _____________________________________________________
4.Запишите символическое значение образов песни.
Зажечь сырой дуб ____________________________________________ Перепёлка __________________________________________________
5.Выпишите из второй части песни слова и сочетания слов, передающие сочувственное отношение певцов к Ксении. _________________________________________________________
6.Какова художественная идея песни «Плач Ксении»? Продолжите фразу.
Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». И песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. _____________________________________________
7.Составьте перечень событий встречи Филарета, нашедших отражение в песне «Возвращение Филарета». ________________________________________________________
8.Исследовательская работа с текстом. Выпишите примеры художественных приёмов, свойственных фольклору, во вторую часть таблицы.
9.Укажите жанровые особенности песни «Возвращение Филарета». Продолжите фразу.
Песня о возвращении Филарета, посвящённая событию 1619 года и в том же году записанная, представляет собой сложный литературно-фольклорный комплекс: с одной стороны, это официозное документальное произведение, во многом созданное по законам книжной поэзии, с другой – ____________________________________________
Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII – XIX века.
1.Прочитайте статью «Песни о Степане Разине», «Солдатские песни XVIII – XIX века». Заполните вторую часть таблицы.
2.Запишите лексическое значение слов и фраз.
Бунчук ____________________________________________________ Есаул гребенский ____________________________________________ Что во славном городе во Черкасске ____________________________
3.Выполните анализ песен о Степане Разине по плану, предложенному в учебнике.
1 вариант. «Царь требует выдачи Разина» ____________________________________________________________
2 вариант. «Разин и девка-астраханка» ____________________________________________________________
4.Заполните таблицу
5.Заполните вторую часть таблицы «Солдаты освобождают Смоленск» примерами.
6.Прочитайте статью учебника «Истории живые голоса». Письменно ответьте на вопрос: «Почему необходимо изучать исторические песни?» ___________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля
1.Как называется наука о строении литературных произведений в системе эстетических средств? _______________________________________________________
2.Укажите название образно-выразительного средства «Уж вы горы мои, горы…». ____________________________________________________________
3.Укажите название фигуры. «И дай Господи, здоров был православный царь, Князь великий Михайло Фёдорович, А ему сдаржати царство Московское И вся земля святорусская!» ___________________________________________________________
4.Выпишите архаизмы. Запишите определение термина. Во кругу стоит он и речь говорит: «Что не царские де эвто грамоты, А боярские де эвто вымыслы». ____________________________________________________________ Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 21162 | |
Всего комментариев: 0 | |