Исторические песни

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Тема. Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

 

1.Прочитайте статьи учебника «Исторические песни и летописи», «Исторические песни и былины». Заполните третью часть таблицы «Отличия исторических песен от летописи и былины».

 

Летописи

Былины

Исторические песни

Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описаний. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряжённый, драматический

В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы.

 

 

2.Прочитайте статью учебника «Темы и герои. XVI век». Заполните вторую часть таблицы.

 

 

XVI век

Название песен

 

Идеи

 

Особенности изображения персонажей

 

Художественные особенности

 

 

3.Запишите имя русского художника, автора картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» ____________

 

4.Запишите лексическое значение слов.

 

Клирос ___________________________________________

Самодержавие _____________________________________

Самодержец _______________________________________

 

5.Исследовательская работа с текстом

 

В песне, изображающей переживания героя, его внутренний мир, присутствуют элементы лиризма, объединяющего лирические и исторические песни. Заполните вторую часть таблицы примерами.

 

Особенности поэтики песни

Примеры

Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека

 

Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы

 

Повторы

 

Обращения

 

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 

Краткие и усечённые формы прилагательных

 

 

6.Каким предстаёт Иван Грозный в исторических песнях? Продолжите фразу.

В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный – мудрый правитель и военачальник.______________________________________

 

 

 

 

Тема. Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»

 

1.Прочитайте статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». Заполните вторую часть таблицы.


 

 

XVII век

Название песен

 

Идеи

 

Особенности изображения персонажей

 

Художественные особенности

 

 

2.Каковы особенности композиции песни «Плач Ксении»?

 

1 часть _____________________________________________

2 часть _____________________________________________

 

3.Выпишите из первой части слова, передающие беспомощность, чистоту и невинность поэтического образа перепёлки.

_____________________________________________________

 

4.Запишите символическое значение образов песни.

 

Зажечь сырой дуб ____________________________________________

Перепёлка __________________________________________________

 

5.Выпишите из второй части песни слова и сочетания слов, передающие сочувственное отношение певцов к Ксении.

_________________________________________________________

 

6.Какова художественная идея песни «Плач Ксении»? Продолжите фразу.

 

Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». И песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. _____________________________________________

 

7.Составьте перечень событий встречи Филарета, нашедших отражение в песне «Возвращение Филарета».

________________________________________________________

 

8.Исследовательская работа с текстом.

Выпишите примеры художественных приёмов, свойственных фольклору, во вторую часть таблицы.

 

Художественные приёмы

Примеры

Постоянные эпитеты

 

Отрицательный параллелизм

 

 

9.Укажите жанровые особенности песни «Возвращение Филарета». Продолжите фразу.

 

Песня о возвращении Филарета, посвящённая событию 1619 года и в том же году записанная, представляет собой сложный литературно-фольклорный комплекс: с одной стороны, это официозное документальное произведение, во многом созданное по законам книжной поэзии, с другой – ____________________________________________

 

 

 

Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII XIX века.

 

1.Прочитайте статью «Песни о Степане Разине», «Солдатские песни XVIII XIX века». Заполните вторую часть таблицы.

 

 

20-е годы XVII – начало XVIII века

Название песен

 

Идеи

 

Особенности изображения персонажей

 

Художественные особенности

 

 

 

Солдатские песни

Название песен

 

Идеи

 

Особенности изображения персонажей

 

Художественные особенности

 

 

2.Запишите лексическое значение слов и фраз.

 

Бунчук ____________________________________________________

Есаул гребенский ____________________________________________

Что во славном городе во Черкасске ____________________________

 

3.Выполните анализ песен о Степане Разине по плану, предложенному в учебнике.

 

1 вариант. «Царь требует выдачи Разина»

____________________________________________________________

 

2 вариант. «Разин и девка-астраханка»

____________________________________________________________

 

4.Заполните таблицу

 

 

«Царь требует выдачи Разина»

«Разин и девка-астраханка»

Тема, историческая основа

 

 

Лирический персонаж

 

 

Образно-выразительные средства

 

 

Повторы

 

 

Характерные признаки жанра

 

 

Идея

 

 

 

5.Заполните вторую часть таблицы «Солдаты освобождают Смоленск» примерами.

 

Формулы, образно-выразительные средства

 

Постоянные эпитеты, повторы, параллелизм

 

Диалоги: царь – солдатушки, князь – солдатушки

 

 

6.Прочитайте статью учебника «Истории живые голоса». Письменно ответьте на вопрос: «Почему необходимо изучать исторические песни?»

___________________________________________________________

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Как называется наука о строении литературных произведений в системе эстетических средств?

_______________________________________________________

 

2.Укажите название образно-выразительного средства «Уж вы горы мои, горы…».

____________________________________________________________

 

3.Укажите название фигуры.

 «И дай Господи, здоров был православный царь,

Князь великий Михайло Фёдорович,

А ему сдаржати царство Московское

И вся земля святорусская!»

___________________________________________________________

 

4.Выпишите архаизмы. Запишите определение термина.

Во кругу стоит он и речь говорит:

«Что не царские де эвто грамоты,

А боярские де эвто вымыслы».

____________________________________________________________



Источник: http://Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под р
Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (13.08.2014)
Просмотров: 21162 | Рейтинг: 2.7/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: