Материал из пособия И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004
Древнерусская литература
Жанры древнерусской литературы
Задания уровня А
Вариант 1
- Чем притча отличается от басни? Что у них общего? Приведите известные вам примеры евангельских притч.
- Что такое жития святых? Чем жития отличаются от биографий? Каковы каноны этих жанров?
Вариант 2
- Приведите примеры древнерусских летописей. Где они создавались, какова была их роль?
- Жития каких русских святых вы знаете? Чем они прославились?
Вариант 3
- Почему летопись – оригинальный жанр древнерусской литературы? Чем она отличается от византийских хроник?
- Чем характеризуется жанр хождений? Почему в Древней Руси так любили читать хождения? Кто такие паломники и какова цель их хождений? Объясните происхождение слова «паломник».
Задания уровня В
Вариант 1
- Как в «Повести временных лет» описывается выбор веры русскими? Почему они остановились на греческой вере?
- Чем отличается «Житие протопопа Аввакума» от канонических житий?
Вариант 2
- Как в «Повести временных лет» описан поход Олега на греков? За что греки прозвали Олега вещим? Сравните летописный образ Олега с образом, созданным А.С. Пушкиным в произведении «Песнь о вещем Олеге». Вещим ли оказывается Олег при встрече с волхвом?
- Почему апокрифы не являются канонической литературой? Приведите примеры известных вам апокрифов, проанализируйте 1 – 2 из них.
Вариант 3
- Чем хождение Афанасия Никитина за три моря отличается от канонического хождения? Был ли он паломником? Каковы его цели? Что подвигло его к путешествию?
- Укажите на связь военных повестей («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Куликовской битве» и т.д.) с русской историей.
Задания уровня С
Вариант 1
- Как вы можете охарактеризовать жанровую специфику проповедей, поучений, наставлений, слов, произнесённых на каких-либо церковных праздниках?
- Какие сборники древнерусских произведений могли носить название «цветники», «назиратели»? Что в них входило, из чего они состояли?
Вариант 2
- Как вы думаете, в чём отличия военной повести от бытовой? Какие из них были популярны? Почему? Мог ли герой бытовой повести быть святым?
- Какие жанры древнерусской литературы связаны с развитием красноречия? Приведите примеры. Охарактеризуйте с этой точки зрения «Поучение Владимира Мономаха детям».
Вариант 3
- Чем, на ваш взгляд, с точки зрения жанра отличаются «Сказание об Александре Невском», «Житие Александра Невского» и «Военная повесть об Александре Невском»?
- Что такое Четьи-Минеи? Как вы понимаете их назначение? Чем отливаются служебные Четьи-Минеи от житийных?
Источник: http://И.М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк-Альфа, 2004 |