Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
Урок 1. М.В. Исаковский «Катюша»
1.Составьте ассоциативный ряд, соотнесённый с образами цветущих яблонь и груш и образом тумана. Какое символическое значение они приобретают?
«Расцветали яблони и груши» _____________________________________________ «Поплыли туманы над рекой» _____________________________________________
2.Река – символ, который соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. Берег в народной поэзии часто символизирует тревогу. Как взаимодействуют эти образы в первом четверостишии? В чём проявляется принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека, свойственный лирическим песням? _______________________________________________________________________
3.Какой мотив преобладает в первом четверостишии? ____________________________________________________________
4.Какое символическое значение имеет образ орла в лирических песнях? _______________________________________________________
5.Развитие сюжета определяется движением чувства героини. Как передаётся внутреннее состояние Катюши через внешние формы? _______________________________________________________
6.Какой образ, характерный для народной песни, возникает в обращении к «песенке девичьей»? Чему он служит? ________________________________________________________
7.Какова особенность образа героини? Найдите эпитет, подчёркивающий эту особенность. ________________________________________________________
8.Какое слово повторяется дважды? Каков смысл такого повтора? _____________________________________________________
9.Запишите во вторую часть таблицы примеры, иллюстрирующие сходство лирической песни и произведения Исаковского.
10.Запишите несколько наиболее ярких строк из одного из многочисленных вариантов песни о Катюше. ______________________________________________________________
Урок 2. М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату»
1.Запишите название солдатской песни, распространённой в XIX веке и начале XX, сюжет которой созвучен сюжету стихотворения М. Исаковского. Какое произведение звучит более трагично? Почему? ___________________________________________________________
2.Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили»), а с обобщённого «враги» «сгубили»? _______________________________________________________
3.Выпишите пример ассонанса в первых двух стихах. Какую функцию он выполняет? _________________________________________________________
4.Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе, звучащем в первой строфе? ___________________________________________________
5.В каких произведениях герой в трудные минуты выбора жизненного пути оказывается на перекрёстке дорог? Какую смысловую нагрузку несёт этот эпизод? _______________________________________________________
6.Какой смысл приобретает строчка «нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок»? _____________________________________________________
7.Какие слова повторяются в четвёртом четверостишии, каков смысл такого повтора? Какова его интонация? _________________________________________________
8.Найдите олицетворение в пятой строфе. Какой образ возникает благодаря данному художественно-изобразительному средству? ____________________________________________
9.Дважлы в тексте названо имя женщины. Известно, что «Прасковья» стало вторым, «народным» названием песни. Запишите значение имени лирической героини. Какую смысловую нагрузку выполняет оно в тексте? __________________________________________________
10.Каково значение фразы солдата: «Сойдутся вновь друзья-подружки»? ___________________________________________________
11.Каково значение детали «медаль за город Будапешт»? _____________________________________________________
12.Каким предстаёт в своём тяжком горе «слуга народа» в двух заключительных четверостишиях? _____________________________________________________
13.Что даёт герою нравственные силы? ______________________________________________________
Урок 3. М.В. Исаковский «Три ровесницы» (Самостоятельная письменная работа)
1.Письменно ответьте на вопросы учебника. _________________________________________________________
2.В чём заключается сходство и различие в изображении событий и переживаний героев на картине Е.М. Чепцова «Среди родных» и в стихотворениях М.В. Исаковского? _____________________________________________________________________
Урок 4. Анализ письменных работ учащихся
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Как в литературоведении называется наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, которые в них используются? __________________________________________________
2.Составьте схемы первых строф стихотворений «Катюша» и «Враги сожгли родную хату». Определите стихотворный размер. _____________________________________________
3.Выпишите из помещённых в разделе стихотворений М.Исаковского примеры фигуры, в которой в форме обращения к неодушевлённым предметам, явлениям, понятиям передаётся патетичность, приподнятость, взволнованность. Укажите название литературоведческого термина. _______________________________________________
| |||||||||||||
| |||||||||||||
Просмотров: 4774 | | |
Всего комментариев: 0 | |