М.В. Исаковский. Лирика

Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

 

Урок 1. М.В. Исаковский «Катюша»

 

1.Составьте ассоциативный ряд, соотнесённый с образами цветущих яблонь и груш и образом тумана. Какое символическое значение они приобретают?

 

«Расцветали яблони и груши» _____________________________________________

«Поплыли туманы над рекой» _____________________________________________

 

2.Река – символ, который соответствует как созидательной, так и разрушительной силе природы. Берег в народной поэзии часто символизирует тревогу.

            Как взаимодействуют эти образы в первом четверостишии? В чём проявляется принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека, свойственный лирическим песням?

_______________________________________________________________________

 

3.Какой мотив преобладает в первом четверостишии?

____________________________________________________________

 

4.Какое символическое значение имеет образ орла в лирических песнях?

_______________________________________________________

 

5.Развитие сюжета определяется движением чувства героини. Как передаётся внутреннее состояние Катюши через внешние формы?

_______________________________________________________

 

6.Какой образ, характерный для народной песни, возникает в обращении к «песенке девичьей»? Чему он служит?

________________________________________________________

 

7.Какова особенность образа героини? Найдите эпитет, подчёркивающий эту особенность.

________________________________________________________

 

8.Какое слово повторяется дважды? Каков смысл такого повтора?

_____________________________________________________

 

9.Запишите во вторую часть таблицы примеры, иллюстрирующие сходство лирической песни и произведения Исаковского.

 

Особенности поэтики лирической песни

Примеры

Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека

 

Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы

 

Разнообразные композиционные и стилевые приёмы

Лирические обращения

 

 

Тропы

 

 

 

10.Запишите несколько наиболее ярких строк из одного из многочисленных вариантов песни о Катюше.

______________________________________________________________

 

 

 

Урок 2. М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату»

 

1.Запишите название солдатской песни, распространённой в XIX веке и начале XX, сюжет которой созвучен сюжету стихотворения М. Исаковского. Какое произведение звучит более трагично? Почему?

___________________________________________________________

 

2.Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили»), а с обобщённого «враги» «сгубили»?

_______________________________________________________

 

3.Выпишите пример ассонанса в первых двух стихах. Какую функцию он выполняет?

_________________________________________________________

 

4.Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе, звучащем в первой строфе?

___________________________________________________

 

5.В каких произведениях герой в трудные минуты выбора жизненного пути оказывается на перекрёстке дорог? Какую смысловую нагрузку несёт этот эпизод?

_______________________________________________________

 

6.Какой смысл приобретает строчка «нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок»?

_____________________________________________________

 

7.Какие слова повторяются в четвёртом четверостишии, каков смысл такого повтора? Какова его интонация?

_________________________________________________

 

8.Найдите олицетворение в пятой строфе. Какой образ возникает благодаря данному художественно-изобразительному средству?

____________________________________________

 

9.Дважлы в тексте названо имя женщины. Известно, что «Прасковья» стало вторым, «народным» названием песни. Запишите значение имени лирической героини. Какую смысловую нагрузку выполняет оно в тексте?

__________________________________________________

 

10.Каково значение фразы солдата: «Сойдутся вновь друзья-подружки»?

___________________________________________________

 

11.Каково значение детали «медаль за город Будапешт»?

_____________________________________________________

 

12.Каким предстаёт в своём тяжком горе «слуга народа» в двух заключительных четверостишиях?

_____________________________________________________

 

13.Что даёт герою нравственные силы?

______________________________________________________

 

 

Урок 3. М.В. Исаковский «Три ровесницы» (Самостоятельная письменная работа)

 

1.Письменно ответьте на вопросы учебника.

_________________________________________________________

 

2.В чём заключается сходство и различие в изображении событий и переживаний героев на картине Е.М. Чепцова «Среди родных» и в стихотворениях М.В. Исаковского?

_____________________________________________________________________

 

 

Урок 4. Анализ письменных работ учащихся

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1.Как в литературоведении называется наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, которые в них используются?

__________________________________________________

 

2.Составьте схемы первых строф стихотворений «Катюша» и «Враги сожгли родную хату». Определите стихотворный размер.

_____________________________________________

 

3.Выпишите из помещённых в разделе стихотворений М.Исаковского примеры фигуры, в которой в форме обращения к неодушевлённым предметам, явлениям, понятиям передаётся патетичность, приподнятость, взволнованность. Укажите название литературоведческого термина.

_______________________________________________

 

Категория: Материал к урокам | Добавил: филолог (16.06.2015)
Просмотров: 4774 | Теги: исаковский, литература 8 класс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: